Одесса активно участвует в реформе экстренной медицинской помощи, которая идёт сейчас по всей Украине. И главное наше достижение на сегодня — обновлённый диспетчерский центр. В июне закончилось поэтапное подключение регионов, и теперь единая оперативно-диспетчерская служба координирует работу всех медбригад в Одесской области. О том, как это отразилось на работе «скорой», и о реформе экстренной медпомощи в целом «Одесская жизнь» расспросила Дмитрия Самофалова — зам. директора по медработе Одесского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф.
Снизить смертность и повысить выживаемость
Создание единой диспетчерской по области — не местная инициатива, а часть всеукраинской медреформы. Конечная цель реформы — значительно повысить выживаемость пациентов, обратившихся в «скорую». Централизация диспетчерских, снабжение машин GPS-навигаторами, переобучение фельдшеров на парамедиков — всё нацелено на это.
Одесская область организовала единый центр в рекордные сроки — всего за 3 месяца. Все звонки на номер «103» поступают теперь в небольшое здание на улице ак. Воробьева. Здесь диспетчер принимает вызов, и заявка автоматически передаётся в соседнее помещение, где выбирают свободную медбригаду, чтобы отправить на помощь. Все машины «скорой» по области выведены в режиме онлайн на огромный экран в диспетчерской. Автомобили на экране помечены отметками определённых цветов, по которым диспетчер мгновенно понимает статус бригады: свободна, на вызове, временно недоступна. Отдельная тревожная отметка красного цвета для статуса «Автомобиль атакован».
Раньше оператор записывал информацию о вызове на бумаге, потом передавал её другому сотруднику, который в телефонном режиме искал свободную бригаду, чтобы зачитать медикам записку и отправить на вызов. Это могло занять 10 минут или 30 — как повезёт. Сейчас вся информация от оператора до бригады «скорой» доходит за считанные минуты, через приложение в служебном смартфоне. Теперь, если больной по месту вызова не открывает, врач не звонит диспетчеру, чтобы тот связался с больным ещё раз, а звонит напрямую.
Централизация даёт и большую свободу в выборе бригады, которая отправится на вызов.
— Сейчас можно взять машину из Любашовки и отправить в другой населённый пункт, если так выйдет быстрее, — рассказывает Дмитрий Самофалов. — Если я вижу, что до конца смены экипажа этой машины 10 минут, то возьму другую. Если человек на границе областей, то выберу ту машину, которая ближе.
Всё это экономит минуты, которые в итоге спасают жизни.
Экстренная помощь вместо «неотложки»
Одно из самых пугающих новшеств реформы — гораздо более строгий подход к вызовам, на которые станут реагировать. С давлением, повышенной температурой и переломами, которые не лишают возможности передвигаться, теперь придётся обращаться не в «скорую», а к семейному врачу или в травмпункт. Медики уверяют, что привычная нам «неотложка» появилась в советские времена, легла тяжёлым грузом на плечи экстренной медицины и в общем себя не оправдывает.
— У нас в стране норматив — одна бригада «скорой» на 10 тысяч населения, а по миру — бригада на 15-20 тысяч человек, — объясняет Самофалов. — Почему же, имея вдвое больше бригад, мы всё равно не справлялись? Потому что у нас врач мог приехать на неотложный вызов к пациенту с температурой или давлением и начать лечить его. Час, другой… Сбивать давление, температуру, чай ему заваривать… В результате почти все бригады были оттянуты на «неотложку». За рубежом 90% всех вызовов — экстренные. Максимум времени, которое экипаж может провести на одном месте происшествия — 10 минут! Исключение — только для детей. Экстренная медпомощь — не при плохом самочувствии, а для спасения жизней.
Навыков у парамедика будет втрое больше
— Все разволновались от слова «парамедик», и зря, — объясняет Самофалов. — Мол, были у нас на «скорой» врачи квалифицированные, а теперь поставят работать непонятно кого! Если посмотрите функциональные обязанности парамедика, то увидите, что там навыков требуется в 3 раза больше, чем у фельдшера. То есть требования только повышаются.
Дмитрий Самофалов охотно комментирует и споры вокруг нового требования к медикам — обязательное знание английского языка на высоком уровне.
— Да, многие кричат, что «Супрун будет на наши бюджетные деньги готовить врачей для Америки и Канады!». Но как сегодня возможен образованный врач без этого? И молодёжь возмутилась: «если нужно учить английский, то я в медицину вообще не пойду!». Пожалуйста, идите в дворники, там вообще учиться не надо! Английский изучать придётся, как и латынь. На этом языке сейчас вся ведущая медицина мира: тренинги, статьи, исследования по медпрепаратам, статистика… И разница между выходом научных статей по-английски и переводом их — 4-5 лет.
О зарплатах на «скорой» и социальных льготах
— Во всём мире сотрудники «скорой» зарабатывают мало, — поясняет Дмитрий Самофалов. — В США парамедик получает от 1,5 до 2 тысяч долларов. Для сравнения, в отдельных штатах при этом велфер (соцпособие нуждающимся) доходит до тех же 2 тысяч. То есть ничего не делаешь — или надрываешься в крови и поту, под пулями, а выходит одинаково. Но социальные льготы там у парамедиков огромные, как у полицейских. А в Германии, например, почти все водители «скорой» — таксисты. Они подрабатывают на полставки в «скорой» — и не платят налоги по основной работе. Такие компании, как «Мерседес» и «Фольксваген», продают «скорой» машины по цене чуть ли не велосипеда. Потому что это имидж, это дополнительная реклама и даёт налоговые послабления.
Серьёзного повышения зарплат нашим врачам экстренной медицины пока не обещают. На сегодня это деньги не особо внушительные, но прожить на них можно. Врач одесской «скорой» получает до 10 тысяч гривен на руки. Сумма эта составляется из примерно 5 тысяч оклада и множества надбавок. Правда, медработникам, которые не пройдут переобучение по западным стандартам и не сдадут успешно зачёт, надбавку за сложность и напряжённость труда обещают снять.
А вот со значимыми социальными льготами для сотрудников «скорой» у нас пока сложно. Как и с положительным имиджем или налоговыми льготами для бизнеса, поддерживающего медицину. Над всем этим ещё только предстоит поработать.
Что важно помнить, когда вызываешь «скорую»?
1. Уточните, что и где произошло. Назовите населённый пункт, по возможности — точный адрес.
Сейчас к центральной диспетчерской подключена вся область, поэтому адрес «улица Иванова» ни о чём не говорит, пока не вы не уточнили название населённого пункта.
2. Детализируйте жалобы. Не говорите «Человеку плохо!», а опишите, в чём это выражается:
— потерял сознание?
— не дышит?
— роды?
— перелом?
— ДТП?
По данным сотрудников одесской «скорой», сегодня треть вызовов начинается со слов «Можно машинку на адрес?..». Нет, нельзя, пока вы обоснуете необходимость выезда «скорой».
3. Обязательно укажите количество пострадавших, если речь идёт о ЧП или ДТП.
Недавняя история в одесской диспетчерской — вызов со словами «Приезжайте, тут ДТП, 6 машин!». «Скорая» выехала экстренно, готовясь к массовым жертвам. На месте происшествия обнаружилась нетрезвая дама за рулём, которая не справилась с управлением и повредила 6 авто на стоянке. «Скорую» человек вызвал просто «на всякий случай».
4. В конце разговора уточняйте важные детали адреса: парадная, подъезд, чёрный ход, коды на дверях, как расположены двери, этаж, где находится лифт.
Это детали сэкономят время медикам, которые спешат к вам с помощью.
5. Выйдите встречать «скорую»! Не забудьте и не поленитесь.
Это не только проявление уважения к медикам, но и экономия вашего же времени.
Дмитрий Самофалов напоминает:
До приезда «скорой» мы не только имеем право, но и должны оказывать помощь, согласно Закону Украины «Об экстренной медицинской помощи». Люди, которые ничего не сделали на месте происшествия, а просто стояли или вели съёмку на мобильный, достаточно серьезно нарушают закон.
В ближайшее время в Украине планирует принять «Закон доброго Самаритянина». Во всем мире этот закон гласит: если первая домедицинская помощь была оказана в пределах знаний и умений спасителя, бесплатно, добровольно, и лицо, находившееся в состоянии угрозы жизни, не отказалось от помощи, спаситель не может быть осужден.
Это значит, что каждый должен уметь правильно оказать эту помощь. Сегодня есть огромное количество курсов, как государственных так и частных. Пройдите их и будьте готовы оказывать помощь! Ответственность начинается с каждого.
Фото: с Фейсбук-страницы