Богдану В. — всего двенадцать. Он — воспитанник детского дома «Жемчужинка», в который совсем недавно вместе со своими педагогами приехали в гости ребята из группы «Браво» детской студии «Театральная продленка» при Одесском академическом театре музыкальной комедии им. Михаила Водяного.
Шумная, радостная встреча, подарки воспитанникам детского дома от театра… Нет, это не благотворительный визит. «Театральная продленка» приехала в детский дом на презентацию документального фильма 12-летнего Богдана о Михаиле Водяном.
…Мелькают кадры из фильмов и спектаклей с участием Водяного, звучит его голос, камера путешествует по музею театра, по залам, посвященным нашей одесской легенде, по тем местам Одессы, которые напрямую связаны с истинно народным Артистом.
Богдан — сценарист этого фильма, режиссер, оператор, монтажер. То есть, его создатель — от начала до конца. Небольшой документальный фильм, вместивший так много, и где каждый кадр трогателен до глубины души. После того, как презентация состоялась, зал разразился овациями.
12-летний мальчик из детского дома… Думаете, это первая киноработа Богдана? Нет, это у него «фишка» такая — создание фильмов о тех, кто создавал славу городу. Он уже снимал фильм о Дерибасе и Деволане, Столярском и Мечникове. В планах — создание фильмов о Гилельсе и Уточкине.
Беседую с Богданом, думаю: вот остановить бы на улице первых попавшихся пять-десять таких же ребят из самых обычных одесских семей, где есть мама и папа, спросить бы ребят, кто такие Столярский и Мечников, Водяной, Гилельс, Уточкин… Сомневаюсь, что получила бы ответ на «удовлетворительно»…
— Тебе так интересна история Одессы?
— Конечно. Нам очень много об известных людях Одессы рассказывает наш библиотекарь, руководитель нашего музея Светлана Владимировна Иванова. У нас в музее и портреты этих людей есть…
Поначалу показалось, что мальчик серьезен не по годам. Потом, по мере знакомства, это ощущение пропало: живой, подвижный, активный мальчишка.
Светлана Иванова рассказывает, что по-настоящему увлечь ребят — это всегда сложно, но зато и воздается сторицей. Оказывается, не один Богдан увлекается в «Жемчужинке» созданием документальных фильмов. Но обычно их создает группа ребят. А вот Богдан и тему продумывает, и всю остальную работу над фильмом проделывает сам. Так было и с лентой о Водяном. Посмотрел «Свадьбу в Малиновке» — решил: надо создать такой фильм. Светлана Иванова, услышав о решении мальчика, и привела его в нашу Музкомедию, где столь трепетно хранят память об Артисте, чье имя носит театр.
— Все остальную работу он проделал только сам. Мы в «Жемчужинке» очень стараемся сделать все для того, чтобы дети научились сами проявлять инициативу, — говорит Светлана Иванова.
Богдан признается: только в театре Музкомедии, где и снимались основные кадры фильма, где ему была предоставлена возможность по-настоящему прикоснуться к памяти Михаила Водяного, его жизни и ролям, он окончательно понял, каким должен быть будущий фильм.
— Я там о Михаиле Григорьевиче узнал гораздо больше, чем даже мог себе представить. Материала набралось очень и очень много. И, наверное, самым сложным стало потом отобрать главное, — рассказывает Богдан.
…А тем временем и Яшка-Буксир, и Попандопуло, и другие герои Михаила Водяного, которые так «вкусно» мелькали на экране только что продемонстрированного документального фильма, словно реинкарнируются: юные таланты из «Театральной продленки» показывают отрывки из спектаклей, в которых он играл. Они, словно подхватив эстафету, прекрасно перевоплощаются в известных героев Артиста.
Богдан вместе с другими воспитанниками «Жемчужинки» показывает ребятам из «Театральной продленки» свой дом: большой, красивый, уютный. И, кажется, нет уже здесь больше гостей и хозяев, ребята моментально находят общий язык, обмениваются электронными адресами и прочими возможностями современного общения. Даже создается впечатление, что они давным-давно знают друг друга.
О своей «Жемчужинке» мальчишка рассказывает взахлеб, носится по ступенькам, стараясь показать «все самое лучшее». На прощание еще раз удивляет меня.
— Ты в будущем хочешь стать режиссером-документалистом, оператором, тележурналистом? — спрашиваю я в полной уверенности, что получу утвердительный ответ на свой вопрос.
— Нет. Я хочу обслуживать самолеты. А фильмы — это просто мое увлечение.
— Но, может, тогда летчиком?
— Летчиком у меня вряд ли получится. Мне математика плохо дается… А без отличного знания математики летчиком не стать!
Конечно же, моим первым порывом было сказать ему в ответ что-то «правильное»: мол, у тебя есть время, успеешь еще по-настоящему справиться с математикой, все получится, были бы только желание и четко поставленная цель. Но что-то глубоко внутри не дало мне произнести эти «прописные истины»: вероятно, потому, что именно здесь как-то особенно остро почувствовалось, что неталантливых детей не бывает, что именно они знают какую-то тайну, о которой я только догадываюсь.
Богдан снова умчался, и я даже не успела пожелать ему действительно самого главного: пусть у тебя, у твоих близких друзей — всех 36 воспитанников «Жемчужинки» — все сложится благополучно и удачно! Пусть жемчужинки ваших талантливых сердец ярко освещают дорогу жизни!
Фото автора.