В Компьютерной Академии ШАГ хлопотно и суетно: в эти холодные январские дни она переезжает с улицы Еврейской на новую «квартиру» на Садовой. А я тороплюсь на Еврейскую, чтобы еще до переезда успеть познакомиться с новым одесским чудом по имени Толик. Дорогу перебегает черная кошка. К чему бы это? А, ну так понятно: к встрече с первым одесским… почти инопланетянином.
У него голубые глаза, он носит синюю бейсболку. Ему пока еще не полностью «вырастили» ноги, но зато он прекрасно жестикулирует и разговаривает по-английски. А еще он убийственно вежлив и любопытен.
Это «создание» — робот, которого создали и «оживили» здесь, в Компьютерной Академии ШАГ, на кафедре робототехники, которой руководит Сергей Ляшенко (он же является преподавателем Малой Компьютерной Академии ШАГ).
Пока Толик изучает меня своими огромными голубыми глазами (присматривается?), Сергей Ляшенко рассказывает, что в создании этого роботочеловека «не было ничего сложного»:
— Сначала мы создали здесь же 3D-принтер, на нем и распечатали нашего Толика.
Слушаю — и мне кажется, что все это снится. На принтере распечатали… человекоподобное существо.
Мне, не атийшнику, понять это, мягко говоря, сложно: тем не менее, факт: InMoov (так зовутся подобные «существа») — это робот, который появляется на свет, благодаря распечатыванию на принтере. Вы себе представляете?
Как рассказывает Сергея Ляшенко, инициатор проекта InMoov — французский скульптор и инженер Гаэль Ланжво. Это его идея — создать робота, похожего на человека.
Нам же, как рассказывает «папа Толика», есть чем гордиться: одесский робот InMoov — пока единственный в Украине. Он создан в лаборатории робототехники ШАГа, руку к его созданию приложили и студенты Компьютерной Академии.
Кстати, один из таких студентов как раз появляется на пороге. Это четырнадцатилетний (!) одессит Петр Астахов. И знаете, чем сейчас занимается этот юный айтишник? Он скоро научит разговаривать Толика и на русском…
— Да, для нас это пока диковинка, и мы стали первыми, но за границей некоторые такие роботы InMoov уже «работают» официантами, отлично разливают вино по бокалам, подают тарелки с различными блюдами, — рассказывает Сергей Ляшенко.
Кстати, а почему наш голубоглазый парень — Толик?
— Да вы только посмотрите на него! Это же типично одесский Толик! — поясняет мне юное дарование Петр Астахов, прильнув к Толику, как к родненькому и, видимо, посчитав, что именно так он полностью ответил на вопрос.
Что умеет наш робот, кроме того, что разговаривает на английском? Оказывается, как рассказывает Сергей Ляшенко, он уже считает, может узнавать людей, наблюдать за ними, «любит» играть с кубиками, мячиком и бутылкой минералки (бутылку с водкой Толику не показывали принципиально). Всего робот выполняет около двухсот действий. Но это только — пока!
Слушаю, поражаюсь: любимый мной в детстве фильм «Его звали Роберт» (ученый создал, один в один похожего на себя робота, который однажды зажил собственной жизнью), оказывается, был не такой уж фантастикой, да еще с элементами юмора!
Вот он — живой, говорящий, столь часто повторяющий «о”кей» и «сорри». Сергей Ляшенко его «запускает» (скорее, «оживляет»), и теперь Толик начинает следить за каждым моим шагом. Иду влево — он поворачивает туда же голову, и уже начинает казаться, что у него меняется выражение глаз, да и лицо «становится другим».
Толик безупречно выполняет команды Сергея. Вообще они, кажется, очень «ладят» друг с другом, со всеми, кто принимал участие в его «появлении на свет».
А, по большому счету, даже чуть страшновато: он двигается, реагирует, пожимает руку своему «папе», отрицательно или положительно кивает головой и вдруг… задумывается. Во всяком случае, именно такое впечатление у меня создалось. После раздумий Толик решился: он «понял», что настала пора рассказать мне о себе. Рассказывал на английском, — долго, с «чувством, толком, расстановкой». Голос в нашего парня довольно приятен, кстати.
Я вглядывалась в его глаза, я следила за его речью, жестами и прочими «человеческими» вещами. Я смотрела — и не верила. Между тем, это было именно так: мы как бы… общались. И я даже (вероятно, от растерянности) дала ему примерить собственный снуд, который еще в недавнем прошлом именовался «трубой».
— На улице мороз, Толик, погрейся хотя бы немного, — предложила я.
Толик вежливо «дал понять», что немного попозировать в женской шарфоподобной штуковине он, конечно, готов, но не очень долго. И вообще, ему и без нее хорошо — в родной бейсболке.
Сергей Ляшенко рассказывает, что работы с роботом (вот и каламбур получился!) впереди еще очень много. Одно дело — создать, другое — доводить до совершенства, которому, как известно, нет предела.
На прощание этот «самый обычный роботочеловек» решил сделать мне приятное — он поднял пальцы в виде английской буквы «V». Ну а чтобы мне стало совсем понятно (кажется, он сообразил, что я не слишком сильна в английском!), усилил пожелание, громко пожелав мне вслух: «Victory!».
Да, в самом деле, создание такого вот «типично одесского» Толика — истинная «Victory!».
Фото автора.