18 ноября в центре Одессы открыли Летний театр в Горсаду. Его ворота сначала снесли, а потом заблокировали ими вход в мэрию. «Одесская жизнь» разбирается, почему изначально мирная акция переросла в противостояние с применением силы, взрывами и зажженными файерами. Кому это было выгодно? И что будет дальше?
Суббота: мирная акция превратилась в радикальный протест
На 12 часов 18 ноября был анонсирован митинг, посвященный проблемной ситуации с Летним театром в Городском саду. Его территория с 2003 года находится в аренде у фирмы «Солинг». Директор компании Игорь Коваленко перед началом митинга еще раз заверил собравшихся одесситов, что никакого капитального строительства и вырубки деревьев не предполагается. Также он сообщил, что все планы касательно этого участка будут обсуждаться с общественностью.
Акцию начал выступлением активист Влад Балинский. Он призвал сделать Летний театр открытым для всех одесситов и вернуть его в собственность территориальной громады.
ЦИТАТА НЕДЕЛИ
Игорь Коваленко, представитель СП «Солинг»: «Здесь планируется небольшое строение. Скорее всего, это будет концертный комплекс. Деревья никто не рубил, можете сами убедиться. А солидолом их намазали… ну чтобы не ржавели»
После этого инициативой завладели праворадикальные активисты и попытались демонтировать камеры видеонаблюдения. Это спровоцировало первую стычку с полицией с применением слезоточивого газа и взрывпакетов.
Затем те же активисты открыли ведущую на территорию Летнего театра калитку, вошли на его территорию и силой открыли ворота. Возник еще один конфликт, во время которого жгли файеры, взорвали больше десятка петард. Начальнику областной полиции Дмитрию Головину, пытавшемуся вернуть ситуацию в мирное русло, разбили голову.
ЦИТАТА НЕДЕЛИ
Дмитрий Головин, глава полиции Одесской области: «Пока ситуация контролируемая. Правоохранители действовали толерантно и пытались избежать конфликтных ситуаций».
Из Горсада демонтированные стальные ворота активисты принесли на Думскую площадь. При этом они напугали несколько свадеб и снесли шлагбаум, закрывающий въезд автомобилей на Приморский бульвар. Вход в мэрию заблокировали воротами из Летнего театра.
Воскресенье: тысячи подписей и уборка
Во время акции и после нее активисты собрали несколько тысяч подписей под обращением к Президенту и Премьер-министру с просьбой не допустить строительства в Летнем театре.
А в воскресенье несколько сотен одесситов собрались в Летнем театре и занялись уборкой территории от накопившегося там мусора. Правда, работали лопатами и собирали мусор всего пару десятков человек.
ЦИТАТА НЕДЕЛИ
Игорь Бычков, активист: «Лопата как инструмент построения гражданского общества! Сегодня одесситы продолжили удивлять себя и нашу городскую власть заодно».
Геннадий Труханов, мэр Одессы. Осуждает радикальный протест и обещает, что ничего одиозного строить не будут: «У нас есть историко-архитектурный опорный план, и ничего противоречащего ему там не будет. Мы имеем право наблюдать за этим, и если ситуация будет выходить за рамки, вмешаемся. Что же касается субботних событий, то я убежден, что срывать ворота, бить Национальную полицию, в который раз разбивать двери мэрии — неправильно. Для этого нет причин, и мы найдем возможность навести порядок».
Максим Степанов, глава областной администрации. Жестко оценивает ситуацию: «Я принял решение инициировать проверку законности действий, которые сделали возможным потенциальное строительство торгово-развлекательного центра на территории Летнего театра». Также Максим Степанов призвал одесский горсовет при принятии решений об отводе земли для строительства, учитывать интересы людей и вопросы справедливости.
Анна Позднякова, депутат горсовета от «Самопомощи». Осуждает действия радикалов, дискредитировавших мирный протест: «… события пошли по наихудшему сценарию, не было координации действий и требований. Люди в основном были статистами, причем далеко не в безопасном формате. Когда наступит время для игры в долгую, на усиление и создание рычага общественного давления на власть? Единственным проверенным и работающим инструментом гражданского общества является подчеркнуто мирный и массовый протест. То, что произошло сегодня — наглядный пример, как такой протест сорвать или не допустить».
Руслан Форостяк, советник главы полиции Одесской области. Выражает официальную точку зрения правоохранителей: «Акция граждан «Летний театр наш» переросла в хулиганские действия. … И еще, возможно, привела к кризису, который подрывает доверие к любой гражданской активности в будущем, если она будет проходить по похожим сценариям. Когда интеллигенция громады и сознательная молодежь растерянно смотрит на действия радикалов, проплаченных провокаторов и футбольных хулиганов с камнями в руках, это мало похоже на конструктивные действия, имеющие целью ожидаемый результат».
Журналисты «Одесской жизни», в субботу находившиеся на месте событий, четко структурировали всех собравшихся на три группы. Первые — это организаторы и идейные сторонники мирного выражения своей гражданской позиции и протеста против возможного строительства. Вторые — простые одесситы, пришедшие на митинг чтобы увидеть все своими глазами. И, наконец, третьи — организованные группы радикалов и активистов, которые имели целью устроить «экшен» для достижения совсем других целей методом силовой акции прямого действия. Цели могут быть разными — и давление на власть, и дискредитация любого гражданского протеста, и «картинка» для медиа.
Так или иначе, по фактам хулиганства и нападения на сотрудников полиции, правоохранительные органы уже ведут следствие.
И, мы надеемся, все узнают ответ на главный вопрос: кому выгодно обострение ситуации в Одессе?
Проверить всех «активистов» и «патриотов» на предмет наличия одесской прописки. Получается как при протестах против памятника Екатерине — среди протестующих не было ни одного одессита, а «честные» укроСМИ захлебывались заголовками: «Одесситы протестуют …». В любых акциях проверять прописку протестутов и отправлять завезенных на принуд работы автоматически. Будет тогда в Одессе порядок, а не майдан.