Земля под ногами от взрывов боеприпасов горит уже не только на Востоке, но и по всей стране. Сватово, Балаклея, Новоянисоль и вот теперь — Калиновка… Отныне эти названия ассоциируются у нас с трагедиями, вызванными пожарами на воинских базах и арсеналах, повлекшими за собой разрушения инфраструктуры, смерть и человеческую боль.
За неполных два года — четыре крупных пожара в Луганской, Донецкой, Харьковской и Винницкой областях — там, где хранятся тысячи тонн боеприпасов и ракетно-артиллерийского вооружения. «Одесская жизнь» выяснила, стоит ли одесситам и жителям области беспокоиться насчет арсеналов в нашем регионе.
Мощный взрыв прогремел вечером 26 сентября у южной границы городка Калиновка, расположенного всего в двух десятках километров от Винницы. На этот раз запылал 48-й арсенал Вооруженных сил Украины, где на площади 60 га еще с советских времен хранилось более 180 тыс. тонн смертоносного металла, включая ракеты систем залпового огня «Град», «Смерч» и «Ураган».
К середине дня 28 сентября взрывы боеприпасов в Калиновке прекратились, пиротехники приступили к разминированию пятикилометровой зоны, чтобы локализовать очаги возгорания, возобновить движение транспорта по автомобильным и железным дорогам неподалеку. Уже возвращаются в Калиновку и близлежащие населенные пункты местные жители — более 30 тысяч человек, которые вынуждены были покинуть свои дома и искать приют в соседних городах и селах.
На данный момент правительство уже выделило 100 млн. гривен на ликвидацию последствий пожара. Ликвидировано возгорание и в семи домах, пострадавших вследствие попадания боеприпасов. Военная прокуратура расследует ЧП по факту совершения диверсии на территории арсенала, а также проверяет еще четыре версии возникновения пожара. Правда, какие именно, почему-то не уточняет. Но судя по всему, в данном случае нельзя исключать и умышленного поджога, и служебной халатности. Позже военный прокурор Анатолий Матиос также заявил, что никаких диверсантов накануне в Винницкой области не задерживали (о чем пестрили ленты в Facebook), а также разрушил миф о беспилотнике, звуки которого якобы были слышны перед пожаром.
В свою очередь в оборонном ведомстве уточнили, что в момент возгорания арсенала в нем находилось 83 тысячи тонн боеприпасов, из которых только 68 тысяч тонн были готовы к применению, а остальные представляли собой компоненты к ним и металлолом.
Разумеется, что окончательно сумма «калиновского» ущерба еще не подсчитана. Неизвестно когда, и будет ли вообще расследовано и доведено до суда уголовное дело, возбужденное по факту возникновения пожара. Как показывает практика (исходя из подобного масштаба происшествия в марте текущего года в Балаклее), с расследованием и привлечением к ответственности виновных у нас дела обстоят туго. Да вот только нам, простым украинцам, от этого не легче.
Тревога не покидает из-за того, что вот уже четвертый крупный склад с боеприпасами горит за каких-то два года. А если еще и вспомнить 2004-2008 годы и пожары в Новобогдановке и Лозовой, то и вовсе удручающую картину имеем. К счастью, в Калиновке все обошлось без человеческих жертв, хотя двое местных жителя все же были травмированы. А в целом огонь, полыхающий на базах и арсеналах украинской армии в 2000-х годах, повредил и разрушил сотни частных и государственных строений и забрал жизни более 10 человек.
Под Одессой крупных арсеналов нет
До одесситов и жителей нашего региона отголоски этих трагедий доносятся лишь с экранов телевизора и новостных лент. Но повод переживать есть. Хотя бы ввиду того, что на данное время в Южной Пальмире дислоцируются три крупных видовых воинских объединения, состоящих из командования Военно-Морских Сил, а также оперативного и воздушного командования «Юг», в подчинении которых находится большое количество частей, кораблей и соединений. Как обстоят дела с пожарной безопасностью в них и, возможно, какие дополнительные меры предосторожности были предприняты командным составом? С этим вопросом мы обратились к представителям данных объединений.
Как рассказал начальник пресс-службы оперативного командования «Юг» подполковник Игорь Бирюков, на территории нашей области не расположены такого большого значения склады и базы с боеприпасами, каким является арсенал в Калиновке. Есть только оружие, боевая техника и боезапас тех частей, которые дислоцируются в нашем регионе. Несмотря на это, военные перешли на усиленный режим их охраны.
По словам Игоря Бирюкова, ввиду того, что следственные органы основной версией возникновения пожара рассматривают диверсионный акт, в войсках были проведены практические занятия по усилению бдительности во время несения службы в суточных нарядах и караулах. Отрабатывались действия в экстремальных ситуациях при возникновении пожаров на объектах и военной технике, а также противодействия диверсионным группам и освобождению от них захваченных заданий и помещений.
«Кроме того, по приказу командующего ОК «Юг» во все арсеналы и базы хранения нашего объединения были отправлены рабочие группы из числа офицеров, которые на месте еще раз детально ознакомятся с состоянием дел на данных объектах и проведут с военнослужащими дополнительные практические тренировки», — отметил Игорь Бирюков.
Пользуясь случаем, от имени военного командования он также обратился к местным жителям с просьбой быть бдительными и немедленно информировать правоохранительные органы в случае обнаружения подозрительных лиц возле воинских объектов и в местах расположения войск.
Военные моряки настроены более оптимистично.
«Вообще у нас, военных моряков, с противопожарной безопасностью очень строго. Регулярно, на постоянной основе в подразделениях, в частях и на кораблях проводятся мероприятия по недопущению пожаров, охране объектов и живучести кораблей», — подчеркнул и.о. начальника пресс-центра командования ВМС капитан 3 ранга Олег Чалык.
Как отметил начальник пресс-центра воздушного объединения «Юг» майор Владимир Крыжановский, в любом случае нужно быть бдительным и этому правилу военные летчики придерживаются всегда. А уж поскольку всерьез рассматривается версия о совершении диверсии в Калиновке, то на данный момент особенно в повышенном режиме идет служба по охране объектов в местах хранения техники, боеприпасов и горючего.
Как видим, военные нас успокаивают и такие комментарии прибавляют оптимизма. С другой стороны не дает покоя горький опыт предыдущих трагедий. Да и в других странах периодически тоже случаются подобные инциденты. Когда перестанут на складах взрываться боеприпасы? На этот вопрос ответить сложно.
Кто же поверит брехунам из армии (самолет в 2001 не сбивали, министр обороны Украины) и флота? Они брешут, как дышат, а дышат часто. Вообще-то следует в обязательном порядке поселить все семьи командного состава армии и флота в местах хранения боеприпасов (которых там нет или надежно охраняемых). Может поможет.
Бояться не надо, просто все наши т.н. новыны надо читать наоборот.