И хотя мне не очень хочется провозглашать с чисто одесскими «нотками»: «А Одесса показала кино раньше!», но за два года до харьковского фотографа, и даже раньше братьев Люмьер, считающихся отцами мирового кинематографа, именно в нашем городе Иосиф Тимченко снял две ленты: «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» с помощью изобретенного им же кинетоскопа. Зайдите в Музей кино на Одесской киностудии. Горестно вздохнув, там вам обязательно расскажут об этой исторической «несостыковочке». Впрочем, дело не в исторических экскурсах. Мы о дне сегодняшнем — мягко говоря, непростом. А если проще: есть ли что праздновать? Тем более, что наша Одесская киностудия через пару лет отмечает свое столетие.
Фильм надо уметь продать
В январе этого года на нашей фабрике грез «тихо» сменилось руководство. Председатель правления частного акционерного общества «Одесская киностудия» Андрей Зверев, руководивший предприятием с июня 2012 года, ушел с занимаемой должности, как говорится, «без скандала» — по собственному желанию. Он передал свои полномочия исполняющему обязанности главы правления ЧАО «Одесская киностудия» Андрею Осипову.
Смена руководства на Одесской киностудии в последние годы стала делом почти привычным. А что же кино? Наше, родное?! Или мы теперь «живем» одним обновленным Музеем кино, так замечательно рассказывающем о прекрасном вчера?
Ничуть не бывало. В дни празднования Дня независимости Украины мы смогли стать очевидцами того, что украинское, в частности, одесское, кино живо. Премьера фильма «Червоный» режиссера Зазы Буадзе (совместное производство продюсерского центра «Инсайт Медиа» (Киев) и Одесской киностудии) по роману Андрея Кокотюхи многих поразила — и самой темой, и образом главного героя. А еще (простите за некий «школяризм» и невольную тавтологию) идеей о том, что истинный герой не стремится умереть за идею: он живет и действует во имя нее. И посему эта непростая история о мужестве и жажде свободы, рассказанная языком современного украинского кино, не «прошла мимо», стала событием.
Бокс-офис (кассовый сбор) украинского фильма «Червоный» только за первый уик-энд составил почти полтора миллиона гривен. Ой, а что это мы о деньгах, говоря о «высоком»?! Да потому, что таковы реалии. Их необходимо и понять, и принять!
— Фильм надо уметь продать! — делает акцент и.о. главы правления ЧАО «Одесская киностудия» Андрей Осипов.
И тогда я спросила у Андрея Осипова напрямую:
— А есть что продавать?
Продолжение «Червоного» и конкурс сценариев
На вопрос о сегодняшних буднях Одесской киностудии Андрей Осипов отвечает по-одесски, с позитивным юмором:
— Скажу прямо: сегодня Одесская киностудия — это старая бабушка, которая чувствует себя хорошо. Снят в копродукции фильм «Прощание с пустыней». Он повествует о жизни Тараса Шевченко в Казахстане. Фильм уже готов, и сейчас находится на стадии приемки. Мы находимся в поиске того, кто продвинет этот фильм.
— Продвинет?!..
— Конечно. Я ведь говорил о сегодняшних реалиях: кино надо уметь не только снимать, но и продавать.
Андрей Осипов рассказывает и о других проектах:
— Почти готов фильм «Вариант Маркони». Что же касается фильма «Червоный», то будет сниматься его продолжение. Зрители, надеюсь, увидят и «Червоный-2», и «Червоный-3». Снят тизер (рекламное сообщение, построенное как загадка, которое содержит часть информации о фильме. — О.Ч.) фильма «Танец» по мотивам пьесы шведского писателя Августа Стриндберга «Пляска смерти». Тизер — это первая важная ступень на пути продвижения кинопроекта.
Глава Одесской киностудии рассказывает о съемках фильма «Сувенир из Одессы», созданного на основе книги одесского писателя «Гроб из Одессы» и других проектах.
Мой собеседник напоминает и о том, что в самом конце августа киностудия объявила открытый конкурс сценариев, причем во всех категориях — от игровых полнометражных фильмов до анимационных и документальных. Три лучших сценария в каждой категории будут рассматриваться для дальнейшей реализации Одесской киностудией.
А что с «Памятью солнца»?
Невозможно обойти еще один интереснейший проект Одесской киностудии — фильм «Память солнца». Вот уж «показательная» история, честное слово! Это и в самом деле многострадальный проект, о котором, вероятно, не стоило и рассказывать, если бы не удивительный оптимизм и вера в реализацию и успех тех, кто имеет к нему отношение.
Автор сценария фильма «Память солнца» Евгений Тимошенко пошагово поведал мне историю, наглядно демонстрирующую, как порой невероятно сложно складывается судьба кинопроекта.
— «Память солнца» — это драма, которая повествует о запретной («неправильной»!) любви украинского казака Андрея и дочери коменданта крепости Хаджибей Ахмета-паши Фатимы в очень непростые времена. И вместе с тем, это фильм о том, как люди разного вероисповедания, говорящие на разных языках, в самые тяжелые времена учились толерантности, взаимопониманию. Проще говоря, находили общий язык. События разворачиваются на фоне исторической поступи самой истории — до и после взятия Хаджибея. А еще это история зарождения Одессы. Судьбы наших предков в достаточно жестких и жестоких реалиях складывались очень и очень сложно, — рассказывает Евгений Тимошенко, и, слушая его, я понимаю: так же сложно, как и судьба самого сценария «Памяти солнца».
В декабре 2014 года на Одесской киностудии, которую посетила консул Турции, возникла идея создать совместный украино-турецкий фильм. Узнав об этом, Евгений создает сценарий четырехсерийногй ленты и отправляет его в консульство Турции. Сценарий попадает в Стамбул. Вскоре Евгению раздается звонок из Одесской киностудии. О, счастье! Сценарий принят, начались съемки.
— Было решено снять первую (пилотную) серию, чтобы «ею заработать» на съемки еще трех. И первая серия была снята, причем, в довольно сжатые сроки. Создан рекламный ролик. Потом наступило затишье. Денег на дальнейшие съемки не оказалось, — рассказывает сценарист.
Но от съемок отказываться «вчистую» не собирались. Сценарий был представлен на конкурс в Госкино Украины, чтобы оно выделило на фильм 50% его стоимости. Но для этого сценарий предложили переписать так, чтобы было уже не четыре серии, а одна полнометражная лента. Ее стоимость составила 28 миллионов гривен.
По словам Евгения Тимошенко, сценарий он переписывал более 30 раз (!), пытаясь максимально удешевить картину. Фильм ведь исторический: тут тебе и особая натура, и костюмы… И, и, и…
— В августе 2016 года будущий фильм «Память солнца» успешно прошел конкурс в Госкино Украины. 14 миллионов, как мне сказали, были выделены. По условиям конкурса их было необходимо использовать в течение двух лет. Но тут произошла смена руководства и собственника Одесской киностудии, повлияли и многие другие обстоятельства…
— Так что же, «кина не будет»?!
— Совершенно уверен, что будет! — твердо отвечает Евгений Тимошенко.
Может, сценарист просто «неизлечимый» оптимист?
Ничуть не бывало. Андрей Осипов по поводу судьбы фильма «Память солнца» говорит, что он остается в планах Одесской киностудии. Более того. У картины, как он выразился, «особый статус».
Получается, «старая бабушка» и в самом деле чувствует себя хорошо? Словно еще раз подтверждая это, Андрей Осипов рассказывает:
— Надеюсь, к 100-летию Одесской киностудии мы придем на высоком полете. Кстати, будем снимать документальный фильм «Зима на Заречной улице». Этот проект мы в шутку называем так: «Одесская киностудия сама себя троллит». А если серьезно, это будет работа об истории нашей киностудии, ее вчерашнем и сегодняшнем дне, со спецэффектами, такими, как, например, наложение кадра на кадр, то есть, «соединение» вчерашнего и сегодняшнего дня. Будут в фильме и элементы игрового кино.
…По Приморскому бульвару прогуливаются люди в костюмах позапрошлого века. Кусок одесского побережья превращается в место, где происходят нешуточные баталии. Старый одесский двор становится «кусочком» детективной истории…
Снимается кино. Наше, украинское. И дай ему Бог истинно высокого полета!
Оксана Чигиринская