Когда социальная ответственность не просто модная корпоративная «фишка»…
Фирмы, компании и корпорации подвержены влиянию моды точно так же, как и мы с вами. Правда, их мода – это тренды в управлении персоналом, технические новинки, оригинальные теории организации различных процессов и пр. В последние несколько лет особой популярностью у юридических лиц пользуется такое понятие, как социальная ответственность. Термин действительно очень распространен и активно используется в деятельности крупных зарубежных корпораций. Однако на отечественных бизнес-просторах он не столько касается заботы предприятия о социуме (то есть общине, для которой оно работает), сколько иллюстрирует известную поговорку «слышал звон, да не знаю, где он». Потому что выгнать сотрудников весной на субботник и один раз в год пожертвовать денег на какую-то благотворительность – это то, что никакого отношения к социальной ответственности на самом деле не имеет.
Впрочем, сегодня в украинском деловом поле начинают появляться компании, которые значение этого термина не только понимают, но и реализуют основные принципы социального и ответственного подхода к ведению бизнеса. Так, с недавних пор в южных областях Украины работает торговая сеть «АТБ», являющаяся примером такого подхода к предпринимательской деятельности. «Социально ответственное ведение бизнеса – одна из приоритетных задач корпорации «АТБ». Программы, направленные на реализацию этой задачи, являются неотъемлемой частью стратегии компании», – отмечает Наталья Шаповалова, заместитель генерального директора ООО «АТБ-маркет». Она акцентирует внимание на том, что такая политика касается всех регионов страны, в которых работает компания. А это, стоит подчеркнуть, не так уже и мало. Особенно учитывая, что сегодня сеть насчитывает 880 магазинов в 224 населенных пунктах Украины.
Если мы уже говорим о том, что социальная ориентация бизнеса является базовой составляющей деятельности корпорации «АТБ», то следует разобраться, что конкретно включено в соответствующие программы. Для рядовых потребителей, миллионы из которых делают покупки именно в этой торговой сети, основным элементом социальной ориентации компании является проект под условным названием «социальная корзина». Это специальная программа по обеспечению минимальных цен на основные социальные группы товаров: хлеб, молоко, крупы, яйца и др. «Любой потребитель, хотя бы раз осуществивший покупку в магазине нашей сети, знает: «АТБ» предлагает своим клиентам самые доступные цены на продукты питания. За счет минимизации издержек на логистику и рекламу, за счет совершенствования технологических процессов и внедрения инновационных технологий мы можем получать стоимость продукции, реализуемой нашим покупателям, на 10–15% ниже среднерыночной. Но в некоторых товарных группах наши усилия максимально сконцентрированы. Для «АТБ» сохранение минимальной цены на социальную потребительскую корзину – это принципиальная и ответственная позиция компании», – поясняет Наталья Шаповалова.
Впрочем, данным проектом социальная ответственность корпорации не ограничивается. От многих прочих предприятий ее отличает сознательность и честность в вопросах взаимоотношений с государством. Можно даже сказать, что от успешной работы «АТБ» в определенном смысле зависит экономика Украины и благосостояние ее граждан. По данным Государственной фискальной службы, компания входит в двадцатку крупнейших налогоплательщиков страны. Это единственный представитель розничной торговли, который занял такую высокую позицию рейтинга. Достаточно показательная цифра: в 2016 году «АТБ» перечислил в бюджеты разных уровней и специальные фонды около 5,5 млрд грн. Такую сумму непросто выразить в каких-то понятных для рядового украинца величинах. Но можно, например, сравнить с годовым бюджетом такого крупного мегаполиса, как Одесса, доходная часть казны которой на 2017 год запланирована на уровне 6,2 млрд грн.
Но даже это еще не все. «АТБ», который мы знаем как уникальный национальный украинский дискаунтер с европейским подходом к контролю качества продукции и обслуживанию покупателей, для многих соотечественников является еще и работодателем. Причем словосочетание «для многих соотечественников» не вполне точно описывает ситуацию, ведь в корпорации работает около 40 тысяч человек. Считайте, это как все население Южноукраинска – довольно крупного населенного пункта в Николаевской области. Интересно, что только за прошлый год компанией «АТБ» было создано более 7 тыс. рабочих мест. Неплохая подмога государству, для экономики которого ключевую опасность сейчас представляет безработица.
И это как раз то, что по-настоящему можно назвать социальной ответственностью бизнеса. Пусть сегодня не так уж и много отечественных предприятий придерживается похожих принципов. Но главное в том, что такие компании уже начали появляться. Значит, процесс пошел. Не за горами и те времена, когда работать с заботой об украинцах и для украинцев станет хорошим тоном для любой отечественной корпорации.
Назар Гриневский