Вспоминая историю Одессы, можно только удивляться, насколько быстро она приобрела черты европейской столицы. Буквально сразу город обзавелся театрами, салонами красоты и модными магазинами, а также кафе и ресторанами, которые вскоре стали известны всей стране. Об этом пишет «На пенсии».
Хозяин лично кормил посетителей
Одним из первых в Одессе открылся ресторан грека Косты, название которого история не сохранила. Он находился рядом с Екатерининским сквером. Повара здесь были превосходными, а блюда коренным образом отличалась от французских, которые подавали в дорогих ресторанах. Но, по воспоминаниям современников, кормили здесь невероятно вкусно, и ресторану Косты не изменяли даже записные гурманы. Хозяин лично обслуживал завсегдатаев, среди которых у него были свои любимчики. Для них добродушный грек не только собственноручно нарезал мясо, но и накалывал его на вилку и кормил их со словами: «Кушайте на здоровье!». Он очень переживал, как бы его гости не остались голодными.
Кроме того, Коста искренне заботился о состоянии кошелька посетителей. Даже когда владельцы других ресторанов поднимали цены, у Косты они всегда оставались прежними — не более 10 копеек за порцию. Ресторатор также активно занимался благотворительностью и по собственному почину ежедневно бесплатно кормил нескольких неимущих гимназистов и чиновников. При этом Коста никогда не напоминал им об этом, считая, что его доброе дело не стоит благодарности.
Электричество в «конфектном» заведении
На углу улиц Садовой и Преображенской «в собственном доме» находилось известное на всю Одессу кафе «папаши Либмана». Его хозяин Бернгард Либман в молодости работал в кондитерском магазине на Александровском проспекте. Он мечтал построить собственный дом с кондитерской и пекарней и открыть свое дело. Два десятка лет он собирал деньги, и наконец его мечта сбылась — в центре Одессы появилась его собственная кофейня. Кондитерская была построена по образцу парижских, со всеми новомодными штучками. Здесь было даже электрическое освещение, в то время как большинство кафе и ресторанов по-прежнему освещались керосиновыми лампами, заправленными, как тогда говорили, «американским петролеумом».
Кафе имело и еще одно новшество — отдельно оборудованный бильярдный зал. «Конфектное и булочное заведение» Либмана стало очень модным, здесь не только принимали заказы на торты и куличи, но и выпекали специальный хлеб для больных диабетом. Кафе Либмана часто упоминали в литературе, а самые известные писатели и художники были здесь завсегдатаями.
«Фанкони» открыл польский кондитер
Самым знаменитым местом в Одессе было кафе «Фанкони», расположенное на углу Екатерининской и Ланжероновской улиц. В 1872 году итальянский швейцарец Яков Фанкони бежал в наш город от преследовавших его кредиторов. Правда, прежде чем попасть в Одессу, он обучался кондитерскому искусству в Варшаве. Но долго радовать одесситов своими кондитерскими шедеврами ему не довелось — он умер через шесть лет. Кофейня перешла к дальнему родственнику Фанкони — Флориану Скведеру.
В кофейне преимущественно собирались деловые и творческие люди, которые обсуждали новости, заключали сделки и заводили полезные знакомства. Завсегдатаями «Фанкони» были и криминальные «звезды» Одессы. На втором этаже кафе находился карточный клуб. Он был знаменит тем, что там отец и дядя Юрия Олеши за одну ночь проиграли остатки своего состояния.
В «Фанкони» «засветились» многие известные люди того времени: Бунин, Куприн, Чехов, Бабель, Шаляпин, Ильф и Петров. Здесь в свое время вел аукционы Леонид Утесов и пил кофе Маяковский. Поэт оставил о себе память тем, что заказал пирожные на перевернутой тарелке. Официант, видимо, обладавший здоровым чувством юмора, после этого отказался брать у поэта чаевые.
К Отону ходили после спектаклей
Не менее известным заведением был ресторан Цезаря Отона, который приехал в Одессу вместе с Ришелье. Это здание — одно из самых старых в городе. Его приобрел у командующего сухопутными войсками генерала Волконского негоциант Жан Рено. В то время это был еще и самый длинный дом тогдашней Одессы. Он располагался в очень выгодном месте — на Дерибасовской, 10, напротив городского театра. Перед спектаклем и после него публика обязательно проводила время у Отона. Сам ресторан находился на первом этаже, а на втором была гостиница.
Заведение Отона было известно за пределами города своей французской кухней… и высокими ценами. Здесь бывали многие известные одесситы и гости города. Кухню Отона любил ссыльный Пушкин, бывал здесь и Николай Гоголь.
Три «Гамбринуса»
В Одессе было еще одно знаменитое на всю страну заведение — пивной бар «Гамбринус».
По правде говоря, в одесской истории «Гамбринусов» было три. Самый первый появился в 1868 году на Греческой площади, второй — открылся в 1897 году в доме художника Хлопонина на Преображенской, 32. Ныне «Гамбринус» помещается в подвале старинного здания гостиницы «Франция» там, где во второй половине 1920-х годов располагался бар «Пивной колодец».
Название «Гамбринус» появилось благодаря брюссельским пивоварам. В XIII веке они провозгласили фламандского герцога Иоанна Первого покровителем пивоварения. Со временем искаженный латинский вариант его имени — Ян Примус превратился в Гамбринус. Кстати, ярко раскрашенный портрет фламандца долгое время украшал интерьер одесского бара.
Напомним, ранее «Одесская жизнь» писала о том, как велась торговля в Одессе.
Виктория ОВЧИННИКОВА