Отвечает Роман Кузнецов, психолог, гештальт-терапевт
email: [email protected]
Наверное, для любого родителя его ребенок является исключительным и особенным. Очень здорово, когда мама и папа говорят малышу о его положительных качествах, ценят его старания, поддерживают интерес, поощряют и хвалят. Можно и важно говорить, что дочка красивая, а сын — ловкий и смелый. Но лучше давать оценку качествам ребенка в каждой конкретной ситуации. Например, решил сложную задачу — ты молодец, потому что проявил смекалку. Поделился своей игрушкой — ты поступил хорошо.
При этом очень важно, чтобы ребенок понимал, что родительская любовь не зависит от его уникальности или достижений. Он должен знать, что любим не за то, какой он, а просто потому, что он есть. И это чувство не изменят ни его успехи, ни его неудачи.
Воспитывать в ребенке исключительность не стоит. Дети, считающие себя исключительными, и те дети, которые действительно такими являются, как правило, очень одиноки. Им сложно находить друзей и общаться со сверстниками. Рано или поздно в реальной жизни такой ребенок столкнется со своей «обычностью» — например, увидит, что есть более умные и талантливые люди, чем он сам. Тогда ему придется реально оценить свои способности и принять свою «неисключительность». Зачастую осознание этого происходит для ребенка очень болезненно. Однако знание того, что он все равно будет любим близкими людьми, является самой лучшей опорой как в детстве, так и во взрослой жизни.
Довольно сложно быть исключительным в стенах нашей традиционной школы. Можно быть отличником или двоечником, но это никак не связано с уникальностью. В школе это не поддерживается и даже является помехой для образования. Ведь к особенному ребенку должен быть особенный подход. Такой подход сложно обеспечить при наличии большого количества учеников в классе. А учителей, способных найти время и силы для этого, немного. Поэтому, если родители действительно заметили в своем ребенке талант или какую-то особенную черту, которую они хотели бы закрепить и развить, им следует задуматься о выборе частной школы с подходящим уклоном или дополнительных секциях и кружках.
Ранее психолог отвечал на вопросы о совместном чтении с детьми.