Новости Одессы и Одесской области

Как и почему изменилась физкультура в школах?

Как и почему изменилась физкультура в школах?

Как и почему изменилась физкультура в школах?Каждый раз, когда мы готовим материалы о детском здоровье, сталкиваемся с мнением о том, что физическая нагрузка на детей в школе и дома стремительно уменьшается. Это неизбежно приводит к появлению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний. Причем спектр этих болезней очень широк, начиная от гастроэнтерологических проблем и заканчивая сколиозами разной степени тяжести. Чтобы выяснить, как именно построена физическая активность школьников в первой половине дня, мы отправились в  одесскую школу №62.

Зачем школьников поделил на группы

Вопрос физической культуры в школе остро встал несколько лет назад, когда в Украине появились первые случаи смерти детей на уроках физкультуры. С тех пор подходы к проведению медосмотров перед 1 сентября стали более жесткими, а учебная программа претерпела больших изменений. Так, дети в обязательном порядке сдают пробу Руфье (оценка сердцебиения в спокойном состоянии и после физических нагрузок) и получают один из трех «пропусков» на физкультуру. В зависимости от результатов теста, их направляют в основную, подготовительную или специализированную группу.

Нормативы сдают только те, кто относится к основной группе. Это здоровые дети, которые во время сдачи пробы Руфье показали идеальные результаты.

В подготовительной группе дети принимают участие в уроке (играют в подвижные игры, выполняют упражнения), но не сдают нормативы. Оценивают таких детей больше по их теоретическим знаниям.

Спецгруппа же освобождена от обычной физкультуры полностью. Дети, которые попадают в такую группу, должны заниматься по особой программе, разработанной в соответствии с их физическими потребностями. Однако далеко не каждая школа может организовать спецгруппу. Зачастую для этого просто недостаточно детей. Поэтому «освобожденные» просто присутствуют на уроке вместе со своим классом. В основном они выступают в роли помощника учителя — помогают выносить и распределять спортивный инвентарь, готовят доклады по технике безопасности.Как и почему изменилась физкультура в школах?

— У нас на каждого ребенка, присутствующего на уроке, есть памятка о том, к какой группе он принадлежит, — рассказывает учитель физкультуры Ольга Савельева. — Мы также стараемся перед каждым занятием измерять детям пульс и исходя из показателей корректировать для них физическую нагрузку.

Как родители вредят своим детям?

Педагоги отмечают, что начиная с 2013-2014 годов программы по физическому воспитанию изменились для всех классов. Причем вопреки расхожему мнению о том, что «физры» стало меньше, количество часов данного предмета, наоборот, увеличили с двух до трех в неделю. А вот нормативы действительно упростили.

Как и почему изменилась физкультура в школах?— Раньше в программах было больше отжиманий, подтягиваний, приседаний, пробежать дистанцию нужно было за более короткое время, — вспоминает учитель физкультуры Юрий Мурга. — Например, если пятикласснику на 12 баллов нужно было 11 раз отжаться от пола, то сейчас всего 6. Не могу сказать, что это плохо. Ведь старые нормативы дети сдавали с большим трудом, и получить высший бал было довольно сложно. Теперь уложиться в нормативы проще.

Несмотря на это, допускаются к сдаче нормативов менее 50% учеников, так как большая часть школьников попадает в подготовительные группы. Хотя педагоги признаются, что статистика «по справкам» не отражает действительности, так как нередко родители сами проявляют инициативу и «помогают» определить ребенка именно в подготовительную группу. Из-за этого они не только недополучают необходимую физическую нагрузку, но также лишены возможности участвовать в спортивных соревнованиях.Как и почему изменилась физкультура в школах?

По словам педиатра Инги Сельвинской, ограничивать детей в физкультуре не следует, если на это нет объективных медицинских причин. Тем более, если они к тому же не занимаются в спортивных секциях вне школы. Беспокойство будет обоснованным, если у ребенка после физической активности случаются приступы слабости, возникает желание прилечь, отмечаются синюшность кожи, одышка и отеки, случается потеря сознания. В то же время, нельзя отвергать тот факт, что здоровье школьников имеет тенденцию к ухудшению, поэтому есть смысл более тщательно подходить к вопросу выбора и распределения нагрузок на детский организм.

«У ребенка должно быть время для мелкого хулиганства»
Роман Кузнецов, психолог, гештальт-терапевт

Как и почему изменилась физкультура в школах?Стресс, если он в меру, даже полезен. Ведь без трудностей, усилий и стресса не происходит ни духовное, ни интеллектуальное, ни эмоциональное, ни физическое развитие. Однако важно соблюдать баланс между разного рода нагрузками — они должны быть обоснованными, дозированными и всесторонними, чтобы ничто не приедалось. У ребенка должно находится время для школьных занятий, компьютерных игр, мелкого хулиганства, спортивных секций и тому подобного. Исключение какой-то деятельности, нормальной для ребенка определенного возраста, однозначно ведет к нарушениям в эмоциональной сфере.

Например, если школьник совсем не посещает спортивные секции, да еще и освобожден от физкультуры, он лишается не только физических нагрузок, но и общения со сверстниками в специфической, спортивной среде. Это может привести к ощущению собственной непохожести, что является болезненным переживанием для подростка. Возможны и депрессивные проявления – высокая утомляемость, болезненность. Это состояние опасно тем, что провоцирует нарушения в той области личности, которая отвечает за достижения, соревновательность и конкуренцию. Отмечу, что каждый такой случай особый и требует индивидуального подхода. 

Ранее "Одесская жизнь" рассказывала о внедрении новых учебников в одесских школах. 

Анна Мячина

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Олег
Олег
7 лет назад

вес вірно.23 дітей не можуть пройти в основну групу по фізо.не проходять проби Фурє.100тис дітей з ожирінням.третина з сколіозом, плоскостопієм і остеохондрозом(бо не їдять морську рибу 3р в тиждень де віт Д для суглобів,а кока-кола тільки виводить кальцій).еволюційно людина повинна ходити 10км щодня мінімум.7уроків — це протирічить всякій еволюції людини за мільйони років(неандертальці,австралопітеки).та ще і дома треба 3-4години зубрити уроки сидя.повна фіз деградація в країні.в молоці вітамін Д тільки влітку коли корова,коза пасеться на сонці.

олег
олег
7 лет назад

похибка в першому тексті.23 дітей не проходять в осн групу

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции