Два года назад в Украине появилась новая служба — Национальное антикоррупционное бюро. На сотрудниках НАБУ лежит двойная ответственность: ведь уставшее от разгула коррупции общество возлагает на них большие надежды. О том, кто помогает и кто мешает бороться с коррупцией в Украине, а также о том, как продвигается расследование громких коррупционных дел в Одессе, в эксклюзивном интервью «Одесской жизни» рассказал директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник.
О детективах
Расследованием тех дел, которые входят в компетенцию НАБУ, занимаются детективы. Это новая должность в системе правоохранительных органов. В первой редакции Закона «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» такой должности не было, были следователи и оперативные работники. Но впоследствии в закон были внесены изменения и появилась новая должность — детектив, который занимается и расследованием, и оперативной работой.
О контроле
Большая зарплата детектива НАБУ сводит к минимуму коррупционные риски в самом бюро, но, естественно, не ликвидирует их полностью. Поэтому в составе бюро есть Управление внутреннего контроля. Основные методы его работы — проверка детективов на добросовестность, а также мониторинг их образа жизни.
При проверке на добросовестность для детектива создаются условия, близкие к коррупционному преступлению. График таких проверок тайный, он известен только директору НАБУ. Кстати, на сегодняшний день не было ни одного случая, когда детектив не прошел бы проверку на добросовестность.
О схемах
Какого-либо единого механизма, который позволил бы ликвидировать коррупционные схемы, не существует — в каждом случае НАБУ применяет индивидуальный подход. Например, в ходе расследования дела Александра Онищенко (народный депутат, обвиненный в мошенничестве с поставками газа и казнокрадстве. — Ред.), бюро не только задерживало участников схемы, но и через суд ликвидировало «предприятия-прокладки», через которые выводились деньги.
О судах
После того как НАБУ провело расследование, а прокурор утвердил обвинительный акт, дело передается в суд. А там рассмотрение дела по сути нередко начинает тормозиться. Чтобы изменить ситуацию, бюро, во-первых, поддерживает проведение судебной реформы, а, во-вторых, выступает за создание Антикоррупционного суда. Законопроект о таком суде уже есть в Верховной Раде, но, к сожалению, этот процесс продвигается не так быстро, как хотелось бы.
О прокуратуре
НАБУ и Генпрокуратура свои действия сейчас в целом не координируют, хотя иногда создают общие следственные группы по отдельным делам. Впрочем, с генпрокурором Юрием Луценко у меня как директора НАБУ нормальные деловые отношения.
О власти
Власть и политики постоянно устраивают информационные атаки на НАБУ. Примером давления на бюро можно назвать и недавнюю попытку депутатов назначить аудитора для НАБУ. По закону, аудит бюро должен проводиться каждый год, а аудиторов делегируют парламент, Президент и правительство. Выбор аудитора от Верховной Рады проходил по непрозрачной процедуре. Судя по всему, у властей было большое желание назначить заангажированного аудитора. К счастью, пока что у них ничего не вышло.
Об общественности
В НАБУ есть целое подразделение, которое отвечает за сотрудничество с общественными организациями. Кроме того, сейчас бюро при поддержке Программы развития ООН в Украине проводит кампанию «Студенты против коррупции». В ее рамках проводятся встречи со студентами в 13 вузах Украины, в том числе и в Одессе. Интересно, что, судя по этим встречам, студенты лучше понимают, что такое НАБУ, чем многие чиновники. Иногда мы получаем запросы от высокопоставленных лиц и видим, что они вообще не понимают, в чем разница между НАБУ и, например, Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции.
Об одесских делах НАБУ
Основные дела, которые НАБУ расследует в Одесском регионе, — это дело о покупке завода «Краян» и дело о приватизации Одесского аэропорта. Сейчас оба дела находятся на стадии проведения экономической экспертизы, а в конце мая-начале июня бюро рассчитывает принять окончательные решения. Кроме того, в конце мая ожидается вынесение приговора по делу судьи Малиновского районного суда Алексея Бурана, который при задержании стрелял в детективов НАБУ.
Портрет детектива НАБУ
КОЛИЧЕСТВО. На сегодняшний день в НАБУ работает 160 детективов. Максимальный штат — 255 детективов.
ТРЕБОВАНИЯ. Минимальные требования к детективам — наличие юридического образования и не менее двух лет юридического стажа. Кандидатов в детективы отбирают на открытом конкурсе без ограничений по возрасту и полу.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. 28 лет.
ПОЛ. Сейчас в НАБУ около 15 девушек-детективов.
ОПЫТ РАБОТЫ. Около трети детективов НАБУ — бывшие сотрудники прокуратуры, около трети имеют опыт работы в полиции или СБУ, около трети ранее не работали в правоохранительных органах.
Как пожаловаться в НАБУ?
Обратиться в НАБУ и сообщить о фактах коррупции может любой гражданин. Сделать это можно несколькими способами:
- позвонить на бесплатную телефонную линию по номеру 0-800-503-200 (в будни с 9.00 до 18.00);
- отправить заявление по адресу: 03035, Киев, ул. Василия Сурикова, 3;
- заполнить электронную форму на официальном сайте НАБУ;
- прийти в общественную приемную НАБУ.
Если заявитель желает остаться анонимным, сотрудники бюро могут принять его в специальном конспиративном помещении
Отметим, что НАБУ расследует коррупционные преступления только в том случае, если их совершили высокопоставленные чиновники, или если предмет преступления превышает 800 тысяч гривен.
Кстати, по словам Артема Сытника, территориальное управление в Одессе начнет работать уже через месяц.
Полное интервью с Артемом Сытником смотрите ниже и в нашем разделе ВИДЕО, в видеопроекте «Право выбора»
ЦИТАТА:
Артем СЫТНИК, директор Национального антикоррупционного бюро Украины:
— Сейчас решающая стадия борьбы с коррупцией. После того как мы провели несколько громких арестов и задержаний, нам пришлось столкнуться с большим сопротивлением со стороны власти. Сейчас фактически стоит вопрос: или мы их, или они нас. И без поддержки общественности нам эту борьбу не выиграть.
ЦИФРА: 40 тысяч гривен составляет минимальная зарплата детектива НАБУ
Собственно говоря, это просто борьба за контроль над коррупцией, а не против нее. «Как смеет кто-то не делится со мной наворованным» — лозунг и руководство к действию как официальных, так и общественных «антикоррупционеров».