В портах Украины продолжается «контейнерный бум», и сегодня заходящие в порт гигантские суда с «контейнерными горами» становятся постоянным атрибутом отечественных терминалов.
В чем причины «контейнерного бума»?
Эксперты объясняют существенный рост перевалки контейнеров совокупным действием одновременно нескольких факторов. В первую очередь, такое увеличение товарооборота связано с ростом объема импортных грузов и украинского экспорта, перевозимого в контейнерах, особенно зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Но не последнюю роль сыграли и такие факторы, как внедрение операторами портовых терминалов современных стандартов обработки судов-контейнеровозов, а также сокращение сроков таможенного оформления грузов.
Особенно успешным был минувший год для оператора контейнерного терминала, работающего в Хлебной гавани Одесского порта — компании «Бруклин-Киев Порт» («БКП»).
— 2016 год оказался для нас рекордным, — рассказывает генеральный директор ООО «Бруклин-Киев Порт» Владимир Пустоваров. — Экономические показатели, конечно, не могут нас не радовать — ведь на терминале было обработано 133 судна и перегружено наибольшее за все годы количество контейнеров — почти 198 тысяч. По сравнению, к примеру, с успешным 2014 годом, когда мы обработали 151 тыс. контейнеров, показатели выросли более чем на 30%. А показатели 2015 года, когда было обработано 117 тыс. контейнеров, мы превысили почти на 70%. Наиболее успешными месяцами для терминала стали сентябрь и декабрь, когда мы перегружали по 20 тысяч и более контейнеров. Немногим меньше были показатели февраля и августа — свыше 19 тыс. контейнеров.
По итогам 2016 года терминал «БКП» по объемам перевалки контейнеров вышел на второе место в Украине, уступая лишь компании «ГПК Украина» (283 тысячи), у которой производственные площади (следовательно, и возможности) в пять и более раз выше, чем у «БКП». В то же время Ильичевский порт, который в прежние годы был лидером отрасли в перевалке контейнерных грузов, сегодня испытывает серьезные трудности — за весь 2016 год в порту было переработано лишь 18 тыс. контейнеров, при этом показатели Рыбного порта Черноморска оказались значительно выше — тут была обработана 101 тыс. контейнеров.
«Бруклин-Киев Порт», используя свою технику, активно помогает в перевалке зерна своему давнему партнеру — ООО «Бруклин-Киев», которое, располагая зернохранилищами, грузит зерно на балкеры. Как отмечает Владимир Пустоваров, при переработке зерна применяется прогрессивный метод погрузки с использованием специальных приспособлений в виде двух спаренных контейнеров суммарной вместимостью 36 тонн. Они были апробированы специалистами компании еще в 2015 году и показали высокую производительность.
— В 2016 году на нашем терминале было погружено 840 тыс. тонн зерна, — говорит Владимир Афанасьевич. — И если пересчитать те деньги, которые мы заработали благодаря зерноперевалке, то по прибыли это эквивалентно перегрузке 28 тыс. контейнеров. Так что если данный объем добавить к реально переработанным 198 тыс. контейнеров, то мы выходим на результат в количестве условных 226 тыс. контейнеров.
Не благодаря, а вопреки?
Анализируя результаты производственной деятельности компании «БКП», многие специалисты не перестают удивляться — как на столь стесненной, небольшой территории прибрежной полосы между гаванью моря и железной дорогой предприятию удается эффективно хозяйствовать, выполняя все грузовые операции? Действительно, дефицит производственных площадей с каждым годом все острее дает о себе знать и сейчас стал проблемой номер один.
— Приходится искать выход, — говорит Владимир Пустоваров. — Поэтому мы арендуем площади, где только возможно. К примеру, взяли в аренду более двух гектаров у наших соседей из компании «Бруклин-Киев», еще три гектара — у ООО «Евротерминал». На этих площадях мы храним пустые контейнеры, высвобождая тем самым место у себя в Хлебной гавани. Сегодня мы практически работаем на площадях, которые втрое превышают нашу собственную территорию. Одним словом, добиваемся результатов, как говорится, не благодаря, а вопреки.
Кстати, имеющейся в распоряжении «БКП» причальной линии (причалы №№42-43 Одесского порта) тоже не всегда хватает, нередки ситуации, когда у терминала одновременно ожидают два судна — контейнеровоз и балкер. Поэтому компании необходимо продлить причальную стенку на 80-100 метров. Технические возможности для этого есть — причалы можно продлить в сторону Военной гавани. Имеется даже эскизный проект, но его реализация требует довольно крупных инвестиций. Таких вложений учредители пока не могут сегодня позволить, поэтому строительство причала дело не сегодняшнего дня.
Как экономить на площадях?
В конце ноября 2016 года во Франции состоялось очередное заседание совета учредителей компании «Бруклин-Киев Порт», на котором обсуждались предварительные итоги года и намечались задачи на перспективу.
— Учитывая наш хронический дефицит площадей, учредители выделили нам средства для дальнейшего освоения территории бывшего Одесского сахарного завода, — говорит Владимир Пустоваров. — Конечно, дополнительные площади нас здорово выручают. Но не меньшее значение имеет и применение перегрузочной техники нового поколения, а также прогрессивных технологий хранения и обработки контейнеров. И если раньше, скажем, при складировании и штабелировании контейнеров мы применяли погрузчики для работы с контейнерами (ричстакеры) Ferrari, то сейчас переходим на более эффективный вариант с использованием кранов-перегружателей на колесном ходу RTG, которые могут самостоятельно передвигаться по территории терминала, перемещая контейнеры по вертикали и горизонтали. С помощью такой техники без разборки штабеля можно достать из него нужный контейнер. Использование перегружателя RTG даст нам возможность за счет более рациональной расстановки контейнеров экономить как минимум 30% своих площадей. ООО «Бруклин-Киев» уже использует у себя на площадке для рефрижераторных контейнеров два перегружателя RTG, производства компании KoneCranes Ukraine, и предоставила нам возможность также ими пользоваться. Мы тоже заказали у KoneCranes два таких перегружателя и надеемся их получить уже в октябре-ноябре 2017 года.
К апрелю на территории сахарного завода будет реконструирована еще одна железнодорожная ветка, а контейнерная площадка расширена. Таким образом, в распоряжении «БКП» суммарно дополнительно будет около двух гектаров полезной площади. Сейчас предприятие там хранит около 500 контейнеров, но основная задача площадки — перевалка контейнеров на железнодорожные платформы и обратно.
Контейнерная площадка сахарного завода функционирует по такой схеме уже полтора года — с середины 2015 года.
Недавно к причалу терминала «БКП» пришвартовался крупный контейнеровоз СМА CGM TAGE, на борту которого свыше 2,5 тыс. контейнеров. Сроки обработки даже таких гигантов сжатые — всего двое суток. В среднем еженедельно на терминале под загрузкой находятся один контейнеровоз и два балкера, так что сидеть, сложа руки, персоналу не приходится.
Недавно ООО «Бруклин-Киев Порт» было удостоено международного сертификата и медали Leader of the branch — Лидер отрасли-2016 «Союза национальных бизнес-рейтингов». Эти награды вручают украинским компаниям как подтверждение их высокой позиции в отраслевом рейтинге на основе анализа их финансово-экономических показателей.
В десятилетней истории компании это далеко не первая и, надеемся, не последняя награда — их у коллектива терминала впереди будет немало.
Контейнеров будет еще больше?
Говоря о ситуации на мировом контейнерном рынке, следует отметить, что здесь наметилась устойчивая тенденция к росту. Крупные операторы, в том числе французская СМА CGM, являющаяся партнером и соучредителем «БКП», из-за высоких тарифов за судозаходы ограничили количество портов в Одесском регионе, в которые заходят их суда. Сейчас идет процесс переформатирования альянса контейнерных операторов Ocean Three. Предположительно на рынке возрастет доля китайских перевозчиков, что, в частности, связано со слиянием компаний China Shipping и COSCO. Кроме того, усиливается в альянсе представительство стран Юго-Восточной Азии, например, Тайваня и Сингапура. Это, по прогнозам экспертов, должно способствовать дальнейшему росту контейнерных потоков.
Владельцы «БКП» уделяют серьезное внимание работе предприятия, активно занимаясь привлечением грузов, которые идут в Украину — практически все свои контейнеры они стараются пропустить через терминал в Хлебной гавани, направляя сюда контейнерные потоки альянса Ocean Тhree.
ЦИТАТА:
Владимир Пустоваров, генеральный директор ООО «Бруклин-Киев Порт»
— Конечно, с ростом объемов перевалки возникла потребность в увеличении персонала, поэтому мы взяли новых тальманов, супервайзеров, магазинеров, работников сферы IТ. Таким образом, штатная численность наших сотрудников возросла более чем на 10% и сегодня составляет 114 человек.