Иосиф Сталин родился 21 декабря 1879 года и умер 5 марта 1953 года. Подавляющее число людей считают его палачом и тираном, но в годы своей жизни он был кумиром для миллионов. «Одесская жизнь» решила рассказать, как сталинский режим отразился на судьбе Одессы и ее жителей.
В первое время существования СССР Одессе пришлось несладко. Торговый порт не мог развиваться в закрытой стране. Кроме того, Одесса как пограничный город, отдаленный от бассейнов угля и руды, не увязывалась с планами индустриализации страны. А «буржуазная архитектура» и предприимчивый народ не вызывали симпатий товарища Сталина.
В условиях плановой экономики в нашем городе начался застой. Одесса стала одним из немногих городов СССР, где население с 1913-го по 1940 год практически не выросло. Если до 1917 года в Одессе жили 560 тысяч человек, то к началу Второй мировой войны население города пополнилось всего на 40 тысяч человек. За это время население Киева выросло в 1,5 раза, а Харькова и Днепра (Днепропетровска) — в 2,5 раза. Правда, параллельно Одесса оформилась в город-курорт и кинематографическую столицу.
Условия для роста сложились только после войны, когда Одесса в силу своего расположения стала важным военно-стратегическим центром. Из тыла сюда подтянулись новые производственные мощности, а в 1947 году вышла в первый рейс знаменитая на весь Союз китобойная флотилия «Слава». Но былое значение Одессы к тому времени померкло. Если в 1913 году наш город был третьим или четвертым в Российской империи, то в 1956 году — уже 13-м в СССР.
Тема «сталинских голодоморов» в Одессе не встречает такого сочувствия, как, например, в западных областях Украины. Но голод в Одесской области был, причем не только в селах, но и в самой Одессе.
— В 1933 году мой дед Яков работал в пекарне и ему полагался паек. Возвращаясь домой, он встретил на Ришельевской своего приятеля Абрама. Тот взмолился: «Яков, я умираю с голоду, помоги!». Дед пригласил товарища домой, а сам побежал: дело было зимой, а его ноги были обмотаны тряпками и обуты в калоши. Передвигаться он мог только вприпрыжку, иначе отморозил бы пальцы, — рассказывает писательница Виктория Колтунова.
— Дома у Якова Абрама ждала картофелина и ломтик черного хлеба. Но Абрам так и не дошел — умер при входе во двор.
Самым мрачным местом тогдашней Одессы была площадь Красной Армии (Соборка). Туда сходились беглые колхозники в надежде выпросить хлеб. Многие были так плохи, что умирали, едва откусив кусочек. Но чаще им ничего не доставалось — горожане проходили мимо, потому что сами ничего не ели. Перед смертью крестьяне пухли, сходили с ума и обдирали на деревьях кору. Трупы собирали штабелями и потом вывозили за город.
Впроголодь Одесса жила еще долго. В свободной продаже хлеб появился летом 1934 года, а карточки отменили лишь с 1935 года.
Отставая от других городов по промышленности, строительству и приросту населения, в Одессе быстро развивалась культура и наука. Особенно в 1930-е годы.
В это время на Французском бульваре расширилась Одесская киностудия, был построен Институт экспериментальной офтальмологии под руководством академика Владимира Филатова. В самом центре города открыли музыкальную школу Петра Столярского, на улице Старопортофранковской — театр Музыкальной оперетты, а в обновленном парке Шевченко — огромный «Зеленый театр» на 7 тысяч мест. Рядом построили футбольный стадион имени Косиора (генеральный секретарь Коммунистческой партии Украины, считается одним из организаторов Голодомора в нашей стране. — Ред.), известный сегодня как «Черноморец». Открылись новые кинотеатры и школы.
После войны учреждения образования и культуры восстанавливали прежде чем жилые дома. К началу 1946 года в Одессе уже работало большинство театров и кинотеатров, хотя план по восстановлению жилья был провален: вместо запланированных 150 тыс. кв. метров сдали всего 50 тыс. «квадратов» жилья.
Дореволюционная Одесса в современном понимании не была благоустроенным городом. В порядке содержались центральные улицы и кварталы, а вот на окраинах царил бардак — отсутствие зелени и твердого покрытия на улицах, обшарпанные дома, мусор и бродячие собаки.
Благоустраивать рабочие районы начали при Сталине. С 1925 года активно велись работы по мощению улиц на Молдаванке, Слободке и Пересыпи. В 30-е годы заброшенный Дюковский сад и склоны Ланжерона превратили в роскошные парки с павильонами и аттракционами. Потемкинская лестница пришла в никудышнее состояние, но в 1933 году ее реконструировали, облицевав ровными плитами гранита. На площади Красной Армии соорудили огромный фонтан — его наполняли 164 струи, причем центральная струя била в высоту на 15 — 20 метров.
Несмотря на такие достижения, высокая культура так и не стала достоянием широких масс трудящихся. На окраинах города царила преступность. Группы хулиганов терроризировали даже курортный Большой Фонтан, не говоря уже о Молдаванке и Слободке.
Старожилы говорят, что воры выносили не то что ювелирку, а мебель и еду. Особенно страшно было остаться без верхней одежды зимой, ведь люди жили очень бедно.
После войны ситуация с преступностью усугубилась, и только в 1950-е годы город вздохнул с облегчением. Так что «порядок» при Сталине — это миф. Впрочем, как и многие другие вещи, о которых сегодня с ностальгией иногда вспоминают пожилые одесситы.
Ранний СССР был государством рабочих и крестьян, где у первых не было собственного жилья, у вторых — хлеба, а у всех вместе — денег на пальто. И Одессу все эти «чудеса сталинских времен» не обошли стороной.
В июле 1933 года, в разгар Голодомора, в Одессу прибыл нарком торговли Анастас Микоян. Он проинспектировал строительство санаториев и предложил развернуть в центре города и вдоль побережья сеть ресторанов, «полностью доступных для широкой массы приезжих курортников». Именно при Сталине Одесса начала развиваться как полноценный курорт-всесоюзная здравница. Сюда приезжали, как тогда выражались, «отремонтировать здоровье» не только со всего Союза, но и из других стран. В порт регулярно заходили круизные суда с американскими, британскими и немецкими туристами.
В 1937 году в городе было уже 24 санатория, три грязелечебницы и водолечебница. В преддверии «Большого террора» в них отдохнуло 52 тысячи ударников производства. Это требовало огромных вложений, в то время самая малость — состояние пляжей — оставляло желать лучшего. Довоенные газеты были полны жалоб на отсутствие раздевалок, горы мусора и острые камни. Удобные песчаные пляжи начали намывать в Одессе только при Хрущеве.
Вопреки расхожему предубеждению, предпринимательство и частная собственность на недвижимость в той или иной форме сохранялись все 70 лет существования СССР. При Сталине — особенно.
Риелторский бизнес в Одессе процветал в 20-е годы, во времена НЭПа. Потом «лавочку прикрыли», но после войны, на фоне бедности и полной дезорганизации экономики, открыть свое дело вновь стало возможным.
Кроме того, после Второй мировой войны людям давали землю — как под огороды, так и под застройку. На пике голода, 11 марта 1947 года исполком Одесского горсовета выделил трудящимся 50 тысяч гектаров земли под огороды. Рабочие и служащие могли рассчитывать на 5-10 соток не только вокруг города, но и в Овидиопольском, Коминтерновском, Ивановском районах.
Впоследствии на Фонтанах и Заставах, в Аркадии и Кривой Балке разросся частный сектор. Государство этому, как минимум, не препятствовало. Тем самым коммунисты признали, что следуя «заветам Ильича» ни прокормить, ни расселить народ невозможно.
Михаил МЕЙЗЕРСКИЙ
Иллюстрации: Бренсон ДЕКУ. В 1930-х годах он несколько раз приезжал в СССР, в том числе и в Одессу. Все свои слайды фотограф раскрашивал вручную.
Читайте также: Роман Шухевич: 73 года со дня смерти главкома УПА
На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
View Comments
Палача нет 63 года!
Статейка явно попахивает "заказухой" теперешнему режиму "ГЫДНОСТИ"! Кто бы спорил, сейчас жить одно удовольствие,и пляжей бесплатных не счесть, и рождаемость превышает смертность,и хлеба, а главное шоколада,простозавались!
С арифметикой у автора слабовато- касательно времени без Сталина. По его расчетам сейчас 2026 год. Или же если исходить что сейчас 2016 род то тогда если следовать автору Сталин умер в 1943 году.
Население Одессы стремительно росло в 19- начале 20 века. Так число жителей города увеличилось с 404 тыс. человек в 1897 году до 669 тыс. человек в 1914 году. На этот счет есть достаточно источников, в том числе и из официальной статистики. Поэтому приведенные в статье 560 тыс. человек населения Одессы до 1917 года сомнительны. Вряд ли допустимы расхождения более чем на 100 тыс. человек.
Статья легковесная, очень поверхностная, состряпанная "по заказу". От голода умирали и сейчас умирают люди. Одесская киностудия ещё в 50-ые годы называлась КИНОФАБРИКОЙ. Для статистики надо использовать данные из Государственного архива Одесской области.
даже не читал эту бандеровско-буржуазно-кулацкую статью. Но скажу одно. Ещё вконце 80х гг. моя мама приехала из деревни в Одессу и ей даже уже партноменклатурское "советское" руководство выдало СРАЗУ-ЖЕ и совершенно БЕСПЛАТНО квартиру! Я о этом чуде в прошлом месяце написал обращение даже на сайт горисполкома, а они до сих пор не могут ничего ответить. Настолько они шокированы чудесам советской плановой экономики! Там я написал, что мы теперь стоим на очереди, на вторую квартиру, уже много лет и не факт, что вообще её хоть когда либо её получим. Однако было бы правильнее даже написать, что мы стоим, но никогда её не получим.