В Одессе находится много мест, посетив которые, открываются интересные и неоднозначные городские пейзажи. К таким местам относятся и одесские мосты. Корреспондент «Одесской жизни», побывал на некоторых из них.
Тещин мост. Построен над Военным спуском в 1969 году по проекту Рашель Владимирской. Мост соединяет бульвар Жванецкого и Приморский бульвар. Есть две версии происхождения названия. Первая связана с его конструкцией. Мост длинный, узкий и раскачивается от сильного ветра («прямо, как язык тещи» — шутили по этому поводу в Одессе). А согласно второй версии, появлению моста способствовал первый секретарь обкома партии Михаил Синица, который был большим любителем тещиных блинов. Так как сам он жил на Приморском бульваре, а его теща на улице Гоголя, за блинами ему приходилось идти окружным путем (500 метров, через Сабанеев мост). Так, согласно легенде, и появилась идея создания прямого пешеходного пути.
Сабанеев мост. Строительство моста началось в 1828 году и закончилось в 1836 году. Затянувшееся строительство связано с большими техническими сложностями. Поэтому его проектированием и строительством занимались разные архитекторы. Мост очень узнаваем благодаря советскому кинематографу. Резкие изгибы узкой дороги и низкие темные пролеты самого моста создают тревожное настроение. Именно здесь и снимались многие сцены в фильмах о событиях в годы революции и Гражданской войны.
Строгановский мост. Является частью улицы Греческой и расположен над Польским и Деволановским спуском. Построен в 1863 году. С тех пор, неоднократно перестраивался. Сейчас от исторического вида на мосту осталась лишь чугунная ограда, которая препятствовала суициду, так как мост пользовался большой «популярностью» у самоубийц. Краевед Александр Дерибас писал об этом следующие строки:
«…Он висит над бездной. Он снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку».
Мост Коцебу. Тянется через Карантинную балку, вдоль улицы Бунина. Построен в 1892 году и назван в честь новороссийского генерал-губернатора Павла Коцебу. Металлический каркас моста сделали в Париже, но собирали всю конструкцию уже в Одессе. Мост Коцебу признан памятником архитектуры. В перечень объектов охраны входят: металлические конструкции моста, решетки ограды, украшенные старыми гербами Одессы, и фонари из литого чугуна. К слову, в январе 2006 года, с моста исчез один из четырех фонарей. В данный момент мост находится на реставрации.
Мост Новикова. Первый каменный мост в Одессе. Построен в 1834 году и назван в честь инициатора и подрядчика строительства Ильи Новикова, который владел канатной фабрикой располагавшейся неподалеку от места строительства. Это один из трех мостов, который построен над Карантинной балкой. В 2009 году мост был реконструирован.
«Мост Саакашвили». Построен в июле 2016 года. Мост находится перед «Свадебным домиком», который построили возле Одесской областной администрацией, по инициативе экс-губернатора Одесской области Михеила Саакашвили. По этому мостику молодожены заходят в, так называемую «хатынку», в которой могут оформить экспресс-брак. Мостик и «хатынка» должны были стать символом беспощадной борьбы Саакашвили с коррупцией и бюрократией в Одессе. Но что-то пошло не так, и Михеил Саакашвили ушел в отставку. А свадебный «шалаш» оказался под угрозой исчезновения. Впрочем, и мост, и «шалаш» до сих пор остались не тронутыми — быть может, ждут возвращения «реформатора».
P.S. Мы не стали фотографировать сами мосты, а сконцентрировались, в первую очередь, на том, какие виды открываются с них на наш любимый город. Зрелище, порой, просто душераздирающее.
Мост Кацебу пересекает Деволановский спуск, а не караннтинный.