Новости Одессы и Одесской области

Приказано конвоировать

Об особенностях службы в батальоне Внутренних войск рассказывает корреспондент «Одесской жизни»


Накануне профессионального праздника внутренних войск (отмечается 26 марта) мы посетили расположенное на Люстдорфской дороге Управление Южного территориального командования ВВ МВД Украины (начальник — генерал-майор Сергей Яровой). В зону ответственности управления входят воинские части, которые расположены в Виннице, Николаеве, Херсоне и Одессе. Подробнее мы расскажем об одном из подразделений воинской части 3012 — батальоне КЭОП (конвоирование, экстрадиция и охрана подсудимых).

Автозак подают прямо к вагону

Наиболее сложным и ответственным делом считается так называемое плановое конвоирование (железнодорожное и автомобильное), то есть сопровождение взятых под стражу лиц из одного места в другое и на большие расстояния. Наверняка многие одесситы были свидетелями того, как в районе железнодорожного вокзала на улице Среднефонтанской (угол Семинарской) к отдельному загнанному в тупик спецвагону присоседилась грузовая спецмашина, называемая в народе «автозак». Она подъезжает практически вплотную, дверь к двери, расстояние между ними около 20 сантиметров. Так происходит процесс прибытия или отбытия подследственных и заключенных лиц на так называемый обменный пункт.

— Эта сложная процедура состоит из нескольких этапов, — рассказал заместитель командира батальона Денис Лавренко. — Вначале принимаем спецконтингент из СИЗО, с ними на «автозаке» приезжаем на место. Начальник караула осматривает местность, чтобы рядом не было посторонних людей и подозрительных предметов. Выставляется вооруженное оцепление (у каждого из состава караула — пистолет Макарова и специальные средства), в том числе кинолог с собакой, которая должным образом натренирована реагировать на неадекватные действия лиц, содержащихся под стражей. Согласно разработанной схеме, доставленные лица по одному по узкому «живому» коридору проходят из машины в спецвагон, рассчитанный на 8–9 камер и способный вместить до сотни человек.

Попытки побега были, но все неудачные

Помимо потенциальной опасности побега в плановом конвоировании существует еще один аспект: выполняют службу по охране спецконтингента не только опытные контрактники, но и солдаты-срочники, молодые ребята, не обладающие достаточным жизненным опытом. Они должны быть подготовлены для того, чтобы не попасть под влияние своих «подопечных».

— Подследственные и заключенные, многие из которых имеют солидный криминальный опыт и сами по себе являются хорошими психологами, зачастую пытаются расположить конвоира к себе, чтобы усыпить его бдительность, получить информацию, что-либо предпринять противозаконное, — рассказал офицер-психолог части Юрий Хомровой.

По его словам, конвоируемые пытаются завязать разговор и в процессе «раскрутить» часового: мол, ты откуда, как зовут, а куда мы едем (об этом подследственным говорят только перед самым прибытием), дай на минутку позвонить по мобильнику, а передай-ка моему дружку записку, ну и в таком роде. Либо пытаются спровоцировать онвоира на откровенный конфликт и неадекватные действия. Поэтому перед подобными выездами проводятся беседы с офицерами и солдатами. Выясняется, каково самочувствие человека, хорошо ли он отдохнул накануне, нет ли проблем в семье и другие нюансы, которые могут повлиять на поведение человека в процессе конвоирования. Определить психологическое состояние помогают специальные методики. Кроме того, военнослужащий может отказаться от конвоирования. Если командир приходит к выводу, что причины весомы, либо психологическое состояние оставляет желать лучшего, производится замена.

Несмотря на вышеупомянутые сложности, за весь период существования одесского батальона КЭОП ни одного случая удачного побега во время планового конвоирования не было.

— За 10 лет моей работы было около 10 случаев попыток побега либо других экстремальных ситуаций, — вспоминает замкомбата Денис Лавренко. — Как-то в Одесской области наши ребята встречали спецвагон с соответствующим контингентом. Один из гостей при выходе из вагона неожиданно ударил начальника караула в живот, бросился наутек… и сразу же нарвался на служебную собаку, которая свое дело знает.

В крайнем случае применяют спецсредства

Периодически, рассказывает офицер Лавренко, во время следования случаются беспорядки. Например, находящиеся в вагоне подследственные начинают дружно раскачивать вагон (машину) или курить, что запрещено. В подобных случаях начальник караула, опытный офицер, который пользуется определенным авторитетом у контингента, пытается успокоить дебоширов. Если не помогает, охрана определяет и изолирует зачинщиков в отдельное помещение. В крайнем случае, приходится применять спецсредства, в основном, наручники.

Также бойцы батальона КЭОП обеспечивают охрану во время проведения судебных процессов, в том числе резонансных. Денис Лавренко рассказал, сколько нервов ему и коллегам стоило общение с преступными группировками Шультинова, Марьянчука и другими, дела которых в свое время рассматривал Одесский апелляционный суд. На скамье подсудимых могут оказаться до двух десятков человек, которые всячески стараются сорвать процесс или затянуть его по любому поводу. Например, во время судебного заседания они могли дружно попроситься в туалет, бурно высказывать свое недовольство процессом, судьей, прокурором и так далее.

— Был случай, когда во время очередного заседания один из подсудимых встал со скамьи и закрыл собой обзор ближайшему караульному, — вспоминает Денис Лавренко. — В это же время другой подсудимый, в руках которого была папка, берет ее фиксатор-застежку, заранее заточенную, вскрывает себе вены и тут же начинает симулировать обильную кровопотерю. Остальные, «группа поддержки», работают на публику соответствующим поведением. Караул не растерялся: оперативно вызвали подмогу, очистили зал, пострадавшему на месте оказали медицинскую помощь, а остальных дебоширов утихомирили наручниками.

Для чего нужны ВВ?

Основными задачами внутренних войск, которые входят в систему МВД Украины, являются:

  • охрана важных государственных объектов, а также объектов материально-технического и военного обеспечения МВД Украины;
  • сопровождение специальных грузов;
  • конвоирование арестованных и осужденных;
  • охрана подсудимых во время судебного процесса;
  • преследование и задержание лиц, которые совершили побег;
  • участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
  • участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах;
  • охрана дипломатических и консульских представительств.

Обыск – дело тонкое

Обыск спецконтингента, личных вещей и продуктов перед плановым конвоированием – отдельная тема. Куда только подследственные и заключенные не ухитряются спрятать запрещенные предметы: запаять в кусок мыла мобильный телефон, закачать шприцом спирт в банку со сгущенным молоком, умудриться тонко скрутить несколько крупных купюр и засунуть их в обычную сигарету. Для «нычки» используют рот, зубы, уши, в общем, все что угодно. Бывают и такие умники, которые нагло кладут, скажем, запрещенный предмет в верхний карман, а караульный ищет «компромат» в самых потаенных местах.

Счет идет на тысячи

В 2009 году личный состав в/ч 3012:

  • выполнил более 1000 служебно-боевых заданий;
  • согласно плановому конвоированию перевез более 28 тысяч осужденных и подсудимых;
  • во время несения службы по охране общественного порядка военнослужащие части задержали по подозрению в совершении преступлений почти 600 человек;
  • изъято более 50 единиц огнестрельного и холодного оружия;
  • возвращено похищенного имущества на сумму более 330 тысяч гривень.
  • По итогам служебно-боевой деятельности Южное территориальное командование занимает 1-е место во внутренних войсках Украины и награждено Переходящим Знаменем командующего ВВ МВД Украины.
Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции