Это не совсем понятное старшему поколению слово возникло относительно недавно, чуть больше десяти лет назад. Флэшмоб в переводе с английского языка звучит примерно как «мгновенная толпа». Смысл его состоит в том, чтобы собрать побольше людей в неожиданном месте и привлечь их к действию.
Пример подают иностранцы
Создать эффект неожиданности и вовремя «раствориться в толпе» — это пожалуй, самое важное правило флэшмобера. Очень позитивными являются танцевальные флэшмобы. В оговоренный заранее момент один из участников включает музыку и среди толпы появляются люди, которые исполняют один и тот же танец. Танцоров становится все больше и больше. Зрителей, разумеется, тоже. Но как только музыка заканчивается, флэшмоберы снова «растворяются» в толпе, оставив после себя хорошее настроение.
Популярный флэшмоб «замирание» заключается в том, что участники замирают на месте, делая вид, что время остановилось. Так они стоят по несколько минут — и потом продолжают движение в разных направлениях. Прохожие могут даже не сразу понять, что именно происходит рядом с ними.
Именно эти два направления во флэшмоб-культуре в последние годы стали наиболее популярны. Обычно все действа участников фиксируются на видео, поэтому многие подобные акции можно найти в интернете. Самые популярные из них проходили в Англии, США, Мексике и Австралии. Это «Танцы индийских киногероев», «Танцующий Сиэтл», «Молчаливый покупатель», «Брейкданс беременных женщин», «100 одиноких женщин в стиле Бьенс», «13,957 танцующих поклонников Майкла Джексона», «Флэшмоб 20 тысяч танцующих для Опры Уинфри».
Одесса «флэшмобит»
Одесса всегда отличалась множеством ярких и неординарных мероприятий, в том числе и проведением флэшмобов. Одним из лучших, организованных по всем правилам, был музыкальный флэшмоб от музыкантов и певцов Одесского филармонического оркестра под руководством Хобарта Эрла. Они незаметно пробрались в рыбный ряд рынка «Привоз» и исполнили «Оду к радости» Людвига Ван Бетховена, которая с 1993 года является гимном Европейского союза. Музыканты своей акцией хотели выразить протест против конфликта между Россией и Украиной и поддержать единство страны.
Летом того же года, в том же месте, но силами других активных одесситов была устроена танцевальная акция. Тогда молодые люди в тельняшках, прогуливаясь между прилавками, неожиданно выстроились в ряд и стали танцевать под знаменитую одесскую песню «Шаланды, полные кефали». Припев участники акции пели вслух, а торговцы держали в руках листочки с напечатанными буквами, образовав слово «Одесса». После того, как музыка утихла, участники флешмоба как в ни чем не бывало, продолжили выбирать рыбу.
Интересные мероприятия в Одессе также проводят «по случаю». К примеру, если выпал снег — устраивают снежные бои между студентам. Если долго не идет дождь и стоит настоящий летний зной — проводят водные битвы у городских фонтанов.
А если одесситы считают, что горожане не высыпаются, то они громко об этом заявляют. И не где-нибудь, а в Одесском горсаду, как это было в марте 2013 года. Наблюдать за этой картиной было довольно забавно: молодежь «массово храпела» на скамейках, на тротуарной плитке, у фонтана и ротонде. Каждый участник акции принес с собой плед, подушку, некоторые одели пижамы и взяли мягкие игрушки.
— Человек должен спать не менее восьми часов в сутки. Причем, желательно, чтобы он засыпал до полуночи. Именно в это время у человека вырабатывается серотонин, который вызывает у нас ощущение счастья, — пояснил тогда организатор флэшмоба Михаил Созин.
Газета «Одесская жизнь» в 2014 году устроила свой флэшмоб под девизом «Обнимемся бесплатно» ко Всемирному дню объятий (21 января). В тот день даже самые угрюмые горожане улыбались от теплых дружеских объятий сотрудников редакции.
От дурачества до важного
Принято считать, что самый первый флэшмоб был проведен в июле 2003 года редактором журнала «Harper’s» Биллом Уосик. В его социальном эксперименте приняло участие 130 незнакомых между собой человек. По заданию Уосика всего они пошли в один и тот же магазин «Macy’s» и столпились около дорогого ковра. Каждый участник должен был объяснять продавцу, что живет в ночлежке, но вместе со своими соседями ищет хороший ковер «для любовных утех». Забавная идея понравилась всем. Редактор Уосик торжествовал.
Сейчас флэшмобы устраивают по всему миру и не только для развлечения. На смену дурачеству пришли акции, которые должны привлечь внимание к важным проблемам современного общества, такие как борьба с неправильным питанием, борьба со СПИДом, гепатитом, туберкулезом и раковыми заболеваниями. Все чаще молодые люди по всему миру с помощью флэшмобов привлекают внимание к проблемам экологии, войны и мира, свободы слова, независимости, безработицы, устраивают политические флэшмобы.
Очень показателен флешмоб, проведенный около крупной табачной фирмы. 1200 человек, одетых в белые футболки и пронумерованных по порядку, прошагав по улицам города, молча собрались под окнами компании и в одну секунду замертво рухнули на землю. Взоры окружающих были прикованы к человеку, который в полнейшей тишине поднял над головой табличку с надписями: «Курение убивает 1200 человек в день» и на другой стороне: «Никогда не думали о том, чтобы взять выходной?».
В общем, сколько в мире людей столько может возникнуть и потенциальных идей для того, чтобы организовать флэшмоб-акцию. Не отставайте!
- Самый простой пример организации флэшмоба — это создать группу в соцсети («Одноклассники», «В Контакте», Facebook), в которой указать дату, место и время, а так же суть того, что будет происходить.
«Идите домой, Владимир Владимирович!»
В марте 2014 года, своеобразный видео-флешмоб устроили известные одесские актеры, комики и музыканты. Они сняли видеоролик о том, что якобы дозваниваются Путину на мобильный телефон и просят его по-хорошему уйти домой, не мешать соседям, не спасать от выдуманных захватчиков. В ролике снялись комики Борис Барский, актер и телеведущий Яков Гопп, актриса Ирина Токарчук и многие другие. Финальная фраза, которую говорили все герои ролика была: «Идите домой, Владимир Владимирович!». За считанные дни видео стало чрезвычайно популярно на «YouTube» и набрало больше 450 тысяч просмотров.
Но на самом деле одесситы — народ не злой, просто очень любят свой город, поэтому и защищают его, как могут.
Словарь флэшмобера
• Маяк — человек, который дает сигнал о начале акции.
• Кузьмич — случайный свидетель флэшмоба.
• Пингвин — человек, который знал о флешмобе, отказался в нем участвовать, но потом пришелпросто посмотреть.
• Моббер, флешмоббер, ФМщик — человек, который участвует в акции.
• Агенты — люди, раздающие листовки с инструкциями для участников акции.
• Моб — действие, конечное воплощение сценария.
• Мобить, мобиться — исполнять сценарий.
• Съемщики (медиа-группа) — официальные представители флэшмоб-ресурсов, которые занимаются съемкой акций.