Украинское правительство готовит почву к переходу на модель социального медицинского страхования. Концепция такой реформы имеет как сторонников, так и критиков. С одной стороны — это мировая практика. С другой — принципиально иная дорогостоящая система отношений между государством, пациентом и медиком. «Одесская жизнь» разбиралась, чего нам ждать от «хирургической операции» правительства.
О трех уровнях медпомощи
В планах медиков в ближайшие год-два разъединить три уровня медицинской помощи: первичный (фельдшерско-акушерские пункты), вторичный (больницы и поликлиники с узкими специалистами) и третичный (высокотехнологичные медицинские центры). Смешение этих уровней, существующее сейчас, чрезмерно дорогое удовольствие как для бюджета страны, так и для бюджета города.
Разделение уровней предусматривает, что человек, в первую очередь, обращается к семейному врачу. Тот ставит диагноз, назначает лечение и при необходимости направляет на дообследование или на прием к профильному специалисту. Это позволит врачам отсеять «не своих» пациентов и получить возможность профессионально развиваться.
Изменения к лучшему от разделения уровней медпомощи почувствуют и пациенты. Ведь амбулатории семейной медицины не только «физически» вынесут за рамки больших и переполненных пациентами больниц, но также увеличат их количество. Таким образом, семейный врач окажется в шаговой доступности.
О страховой медицине
Не стоит ожидать, что спустя год-два в Одессе начнет работать страховая медицина. Предполагается, что лишь подготовительный период займет не меньше пяти лет. И один из первых шагов реформы — разделение заказчика, исполнителя и «спонсора» медицинской услуги. Пока эти три функции в Одессе выполняет Городской совет, а в планах — создание специального органа, который должен будет просчитать стоимость каждой медуслуги, получить на нее государственное финансирование, а потом продать полученные «лоты» тем учреждениям, которые при максимальном качестве конкретной медицинской услуги предложат за нее минимальную цену. А то, что удастся сэкономить, станет заработком больниц.
Безнаказанно «изымать» деньги из такой схемы не получится. Хотя бы потому, что дешевая некачественная услуга или препарат приведет к ухудшению состояния больного, а значит — дополнительным расходам на диагностику и лечение.
Параллельно нужно решить вопрос статуса больниц. Коммунальные учреждения должны стать коммунальными предприятиями и получить экономическую свободу для эффективной работы. В итоге рынок сам отрегулирует медицинскую сферу. И тогда, например, вместо 20 кардиологов с примитивным оборудованием в Одессе останется только четыре, но с современной техникой. Правда, придется привыкнуть к тому, что ожидать приема нужно будет не полчаса, а несколько месяцев (безусловно, это не касается экстренных случаев). Зато растраты на обследование и лечение покроет страховка, которая будет государственной и частной.
Об автоматизации
Переход к страховой медицине невозможен без создания единого информационного медицинского пространства во всей стране. Это означает, что у пациентов уже не будет рассыпающихся тетрадок, которые время от времени теряются, «худеют», а иногда меняют свое содержимое.
Так называемую «электронную карту» анонсировали еще в прошлом году. Но пока полноценно по этой системе работают только частные больницы («Odrex», «Into Sana», «Клиника святой Екатерины»). Среди коммунальных в ближайшее время на электронный учет перейдут родильные дома и детские лечебницы. На компьютерную технику в бюджете Одессы уже предусмотрено три миллиона гривен.
Воспользоваться картой сможет врач любой больницы или поликлиники города (а в перспективе — всей Украины) и даже медсестра в детском саду.
«Благотворительные» взносы и другие подношения, составляющие многомиллионный теневой оборот больниц — это, среди прочего, результат низкого уровня заработных плат и отсутствия финансовых стимулов. Если новый пакет реформ найдет поддержку депутатов, то одесские семейные врачи такие стимулы получат. В частности, за каждого впервые выявленного больного туберкулезом будут выплачивать премию в размере минимум 1000 гривен. Кроме того, доплаты предполагаются за выявления онкологических заболеваний на ранних сроках и улучшение статистики сердечных недугов на участке.
От 1500 до 2000 пациентов приходится сейчас на каждого врача общей практики в Одессе
Три вопроса эксперту
На вопросы «Одесской жизни» отвечает руководитель департамента здравоохранения Одесского городского совета Игорь Шпак.
Вопрос первый: готова ли Украина к страховой медицине?
— Согласно мировым стандартам, в стране, где на здравоохранение тратится меньше 3,5% ВВП, — медицина «умерла безвозвратно». В Украине официально финансирование составляет 2,5%, а реальная цифра, по моему мнению, около 1,5%. В таких условиях я не вижу возможностей для немедленного перехода к страховой медицине, ведь это, кроме всего, требует оплаты труда 200 тысяч страховых агентов.
Вопрос второй: предполагает ли медицинская реформа сокращения?
— Сократится не только количество лишних кадров, но и число коек. Например, сегодня в Одессе 130% акушеров-гинекологов и 200% урологов и дермато-венерологов. Чтобы остаться в своей нише, врачи находят у пациентов несуществующие болезни, назначают ненужные процедуры… Есть медики, которым уже больше 80 лет, а мне бы не хотелось, чтобы кого-то из моих близких лечил 84-летний врач. Часть коек в больницах просто числятся — на них пишутся фиктивные истории болезни ради финансирования. Только в прошлом году мы сократили 250 таких коек.
Вопрос третий: какие медицинские услуги в ближайшее время станут платными?
— Государство должно определить минимальный перечень медицинских услуг, которые оно сможет оказывать за свой счет, а также услуг, которые будут оплачивать местные бюджеты. За остальные придется заплатить пациенту. Этот перечень пока не установлен. Но мы должны стремиться к тому, чтобы определенный контингент людей был финансово защищен на 100%. Например, для инвалида первой группы, ребенка, роженицы, человека с социально опасным диагнозом (ВИЧ или туберкулез) медицина должна быть полностью бесплатной.
Три медицинских модели
Современные системы здравоохранения развитых стран основаны на трех «классических» моделях — немецкой (Бисмарка), английской (Бевериджа) и советской (Семашко). Хотя нынешние системы настолько гибридны, что, порой, трудно сказать, какая именно модель взята за основу. Да и «в чистом» виде эти модели уже не встречаются.
Модель Бисмарка
Эта система в национальном масштабе впервые была введена в Германии в 1881 году Отто фон Бисмарком. Это первая государственная система здравоохранения. Она была направлена на защиту рабочих, которых рассматривали как потенциальных военнослужащих.
В системе Бисмарка врачи предлагают свои услуги в условиях рынка, а государство обязывает работодателей вносить средства в больничные кассы, частично оплачивая медицинские расходы своих работников, а другую часть расходов — берут на себя сами работники.
Модель Бевериджа
Модель основана на государственном финансировании. Она ограничивает рыночные отношения между врачом и пациентом, при этом гарантирует бесплатную медицинскую помощь незащищенным категориям граждан. Медики в такой системе выступают как наемные работники, зарплата которых зависит от объема оказанных услуг и квалификации. Пациенты же ограничены в выборе вариантов медицинского обслуживания.
Модель Семашко
В основе знаменитой советской системы медицинского обслуживания — замена рыночной организации здравоохранения на государственно-административную. В этом случае формирование бюджета централизовано, а медикаменты и аппаратура распределяются согласно госзаказу.
Система признана эффективной при чрезвычайных ситуациях (войнах и эпидемиях). Кроме того, она хороша тем, что обеспечивает все слои населения основными видами медицинской помощи. Тем не менее, в условиях рыночной экономики она безнадежно устарела.
Осталось только выяснить, где наше нищее население возьмёт деньги на медицину. Скоро на коммуналку перестанет хватать, а тут ещё и принудительное «страхование». А еду за какие шиши покупать ? Неприкрытый геноцид украинского населения. Ещё страховых агентов трудоустроят за счёт людей. Полный кабздец !
да каких то 8000 грн в год заплати за полис а в поликлинику или тем более в больницу можешь и не ходить.
Спасибо Вам, слабоумный, за совет.
да какой же это совет? это суровая правда жизни. мы то давно эту евро-котлету схавали а вам еще предстоит.
Это в Молдавии ?