Новогодние праздники показали, что даже зимой в Одессе можно хорошо развлечься и отдохнуть.
В эти дни к нам приехало достаточно много туристов. Достичь этого удалось благодаря нескольким факторам. В том числе это своевременные анонсы мероприятий, а также увеличение количества поездов в Одессу из Днепропетровска, Кривого Рога, Харькова, Чернигова, Киева. Так оценивает ситуацию одесский эксперт по туризму Фазиль Аскеров. Однако, по его словам, чтобы добиться большого потока туристов в течение всего предстоящего летнего сезона, городу придется постараться еще больше. В интервью «Одесской жизни» он предложил свои варианты развития туризма в городе.
Продлить «высокий сезон»
Нужно объективно подходить к тому, что Одесса — это сезонный город. «Высокий сезон» у нас будет летом. Но зима может увеличить число туристов почти в два раза. В предыдущие годы средняя загрузка зимой была 35-40%, но можно дойти до 50-60%. В Одессе много зимних развлечений. Это круглогодичный гастротуризм: у нас много хороших ресторанов, SPA. Одесса всегда была городом шоппинга. Если к этому добавить большие события, концерты европейского уровня, бизнес- и конгресс-туризм, круглогодичный медицинский туризм, то в итоге зимой в Одессе может быть достаточно большое количество туристов. И единственная возможность сейчас развиваться в количестве туристов — это раздвигать рамки «высокого сезона». Прошлое лето показало: Одесса физически не может принять больше людей, чем то количество, которое приехало в июле-августе. Ведь у нас нет больше пляжей и мы не можем за год резко увеличить количество гостиниц, ресторанов.
Поэтому главная задача в этом году — начать рано сезон, чтобы 1 мая все в Одессе и области уже работало. Также нужно готовить большие события, но чтобы они проходили не в пик сезона (июль-август), а в мае, начале июня, сентябре. Возможно, стоит День города сделать туристическим. То есть чтобы он был интересен не только одесситам, а чтобы на него приехали со всей Украины. Нужно выводить рекламу наших мероприятий за пределы Одессы и за пределы Украины.
Получить поддержку городской власти
Как ни странно звучит, но Одессе не хватает денег на туризм. Потому что принятая городская программа развития туризма до 2020 года с финансированием 18,3 млн. грн. на пять лет — это смешные цифры. Бюджет рекламы любого нормального ночного клуба в Аркадии на один летний сезон намного выше, чем бюджет Одессы для привлечения туристов.
В прошлом году мы приняли около 1,7 миллиона туристов. Если в этом году мы хотим принять хотя бы 2 миллиона, то для привлечения каждого туриста нужно закладывать в бюджет хотя бы 10 долларов. И это — минимум. В других городах закладывают по 100 долларов на привлечение одного туриста для того, чтобы туризм можно было развивать современными методами. Каждый турист — это маленький инвестор, который привозит деньги, а увозит впечатления. Надо к туристам относиться как к инвесторам и их привлекать, а у нас пока работает такая схема: мы дождемся туристов летом и с них заработаем.
Сделать город удобным для иностранцев
В 2012 году Львов, Киев, Харьков, Донецк воспользовались деньгами, которые были выделены в рамках подготовки к Евро-2012, и сделали англоязычные указатели на улицах. В Одессе была принята подобная программа, но она не была профинансирована. Хотя такое должно быть сделано не только на улицах, но и в общественном транспорте. Ведь сейчас у нас в транспорте нет ни одного объявления на английском языке. Вообще городской транспорт — это бич Одессы. Наши троллейбусы и автобусы — страшные даже в понимании украинских туристов. Они выглядят как анахронизм из советского времени.
Нам нужны указатели на английском языке. Нужен чисты и современный транспорт. Нужен единый электронный билет, который турист купит и не будет передавать пять гривен со словами «Откройте заднюю дверь!». Нужна единая утвержденная форма водителей, которые сейчас в спортивных штанах и трико. Это все нужно, чтобы наш город принимал туристов, а туристы видели, что их здесь любят. Это та из задач, которую может решить местная власть без Министерства туризма, без правительства и Президента. Это должно быть заложено в городской программе развития туризма.
Развивать инфраструктуру
В Одессе много маленьких и недорогих гостиниц с прайсом в 20 долларов за ночь (это уровень хостела в Европе). Но нам не хватает гостиниц, способных принять большие мероприятия: конференции, съезды, семинары, куда бы приезжали 500-1000 человек. У нас нет конгресс-холла, который может вместить полторы-две тысячи человек.
В Одессе нет дорогих гостиниц, куда могут приезжать богатые люди. В Европе считается дорогой та гостиница, где цена номера «стандарт» начинается от 400 евро, а в Америке — от 400 долларов. А у нас в самой дорогой гостинице самый дорогой номер не вытягивает даже до тысячи долларов. Он стоит 600-700 долларов. Есть в мире определенная категория людей, бизнесменов, которые не поедут в гостиницу, если там нет номера за полторы-две тысячи долларов. Это говорит о том, что в этом городе нечего делать. Мы не можем провдить деловые форумы, которые раньше принимал Крым, потому что у нас нет гостиниц, способных принять такого уровня гостей. И пока мы такие гостиницы не построим, к нам не приедут эти люди.
У нас мало гостиниц с видом на море. Их можно пересчитать на пальцах одной руки. Наше законодательство не позволяет строить там гостиницы. А там, где можно было строить, там появляются большие жилые или частные дома.
Не конкурировать, а объединить усилия с другими городами
Одесса была и есть туристической столицей Украины. Цифры (по количеству туристов. — Ред.), которые показывает Львов, далеки от реальности. Во Львов приезжает много визитеров, то есть тех, кто утром приехал, а вечером уехал. Настоящим туристом считается тот, кто ночевал в отеле. В Одессе больше отелей и больше туристов которые в них ночуют. Но мы не должны конкурировать со Львовом, потому что наши конкуренты — это Барселона, Краков и другие города.
Наоборот, нам было бы интересно объединяться со Львовом и Киевом и бороться с Будапештом и Прагой. Нужно по-другому ориентироваться и привлекать туристов, которые приедут, допустим, на треугольник Львов-Одесса-Киев.
Наладить транспортные потоки
Ожидается, что в апреле-мае откроется новый терминал Одесского аэропорта. Это позволит принимать большее количество людей. Была уже информация, что авиаперевозчики Lufthansa и British Airways возвращаются в Одессу, но они будут ждать новую взлетно-посадочную полосу. Возвращаются лоукосты.
Сейчас мы приглашаем белорусских туроператоров, чтобы в этом направлении работать. Мы считаем, что у нас в день должно быть как минимум 3-4 авиарейса из Белоруси, плюс еще как минимум два поезда в день из Минска. Еще из Харькова нам нужно три поезда в день, а из Днепропетровска — два. Потому что у туристов должна быть возможность приехать в Одессу.
В прошлом году летом в июле-августе невозможно было купить билеты уже за три-четыре недели вперед. Если у человека появляется возможность поехать куда-то на два-три дня, но билетов в нужном направлении нет, то человек едет туда, куда купит билет. Поэтому мы должны сделать так, чтобы у туристов было много возможностей приехать к нам в Одессу.
Львову повезло больше — у них нет моря. Им приходится все время работать. А В Одессе по привычке думают так: главное — дожить до лета, когда туристы приедут на море. К сожалению, долго такая философия жить не может. Люди могут поехать летом в другие регионы, в другие страны. Поэтому нам нужно над этим работать.
Удача прошлого года не повторится
2015-й год был достаточно успешен для туристической Одессы. Этому способствовал ряд факторов.
- Высокий курс доллара. Он вырос в 2,5-3 раза по сравнению с прошлым годом, поэтому люди не поехали за границу, а остались в стране.
- Аннексия Крыма. Люди не поехали отдыхать на полуостров, а стали искать новые места на территории Украины.
- «Эффект Саакашвили». Михеил «появился» в начале сезона, привлек внимание к себе и городу.
Скорее всего, в этом году эти факторы не будут играть столько большую роль. Поэтому, по мнению Фазиля Аскерова, добиться успеха можно будет только организованной совместной работой города, области, бизнеса, туристических активистов.
Цифры:
- 80% туристов в Одессе в 2015 году — это были украинцы.
- 35-50 долларов — средняя сумма, которую тратил в Одессе турист в 2015 году. В успешные годы (2007-2008 г.г.) эта цифра составляла 80 долларов.
Видеоверсию интервью с Фазилем Аскеровым можно посмотреть в нашей программе «Право выбора».
Выгнать нацистов из города,и вернуть городу статус курортного
пошел на хуй рашист
Успокойся ты не нацист ,ты шут ,тебя надо оставить кукурузу продавать на пляже (ПАН садовник)
100%
Господа, заметьте одну особенность. Когда бандерлогам нечем крыть, то они переходят на мат. А ВАТНИК просто оказался ПРАВ! Пусть бандерлоги едут отдыхать в свою любимую гейропу. Они же туда стремятся.
цены бешенные море грязное сервис никакой….ждите «наплыва» туристов особенно из европы.