В конце ноября в Киеве на юношеском чемпионате Украины по фигурному катанию одесситы заняли сразу два призовых места и попали в Сборную команду Украины по фигурному катанию. Одной из них — 14-летняя Анна Иванченко. Четверо ее братьев и сестер тоже занимаются фигурным катанием. «Одесская жизнь» познакомилась со спортивной семьей и узнала, почему наши фигуристы уезжают в другие города и страны.
Детство на льду
Три часа в день, шесть дней в неделю круглый год — такой график тренировок одесских фигуристов. Большинство из них попадают на каток в трехлетнем возрасте — родители приводят малышей на лед, чтобы закалить детский организм. Но многие из них бросают занятия, как только расписание перестает быть удобным для ребенка и его родителей. На катке остаются только «фанаты спорта» — те, кто катается, несмотря на учебу, нагрузки и финансовые трудности.
Именно таким упорством и целеустремленностью отличаются Катя и Аня — старшие дочери многодетных родителей Юлии и Сергея Иванченко. Катя в свои 17 уже мастер спорта, Аня — кандидат в мастера. Обе они — воспитанницы Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва и на льду уже более десяти лет.
Девочки уже не мыслят свою жизнь без льда и коньков, даже подъемы в пять часов утра давно стали привычным делом: некоторые тренировки начинаются в 6.00, так как на «Льдинке», помимо фигуристов, тренируются хоккеисты, а во время «прокатов» на лед допускаются все желающие. Катя, например, вспоминает, как между занятиями на катке и в общеобразовательной школе спала на лавке в раздевалке.
Между спортом и учебой
У фигуристов лишь часть тренировок происходит на льду. Много важной работы проводится вне ледовой арены — в танцевальных классах и на силовых занятиях. Фигуристы прыгают со скакалкой, качают пресс, упражняются с гантелями. Даже знаменитые прыжки с оборотами отрабатываются на обычной скамейке. Благодаря такой разносторонней подготовке спортсмены, которые не выдерживают «испытание льдом», имеют все шансы добиться успеха в легкой атлетике или в художественной гимнастике.
Есть, по словам Кати Иванченко, и другой путь — можно зарабатывать деньги, катаясь в ледовых шоу. Так поступают многие фигуристы, чтобы, не бросая любимое дело, поддержать семью и скопить средства на тренировки, коньки и костюмы. В семье Иванченко пока настроены исключительно на профессиональное фигурное катание. Катя, например, поступила в Одесский педагогический университет им. Ушинского на факультет физического воспитания, а Аня даже перевелась на онлайн обучение, оставив обычную одесскую школу.
— Они это делают не только для себя — они защищают честь Одессы, честь нашей страны, — говорит папа девочек Сергей. — И мы делаем все возможное, чтобы помочь им в этом.
Сегодня Катя пытается совместить учебу в университете, куда девушка поступила на бюджет, и профессиональный спорт. Она мечтает стать тренером на родной "Льдинке" и уже на пару с Аней помогает младшим братьям и двухлетней сестричке делать первые шаги на льду.
Цена победы
Помочь детям-фигуристом не так уж просто. Пока длится начальная подготовка, все что нужно — это приводить ребенка на каток. Со временем добавляются траты на профессиональную спортивную подготовку: индивидуальные занятия с тренером, профессиональные коньки, которые нужно менять каждый год, костюмы и оплату поездок на сборы и соревнования.
Семья Иванченко воспитывает семерых детей: пятеро родных и двоих приемных (Настю и Максима). На фото: вверху (слева направо) — Настя (15 лет), Катя (17 лет) и Аня (14 лет); на руках у папы Сергея Лиза (2 года и 9 месяцев); внизу (слева напрво) — Максим (12 лет), Дима (8 лет), Миша (5 лет) и мама Юлия.
Мама юных фигуристок Юлия Иванченко вспоминает, что когда «Льдинка» закрылась на ремонт, то ее супруг Сергей каждый день возил старших девочек в Николаев или Тирасполь на тренировки. В то сложное время некоторые воспитанники одесской спортшколы, чтобы не потерять форму, переехали в Херсон и Киев, а многие были вынуждены бросить спорт. Теперь Катя в своей возрастной группе единственная фигуристка в Одессе и стабильно занимает места в первой пятерке по Украине, а Аня — «обосновалась» в тройке лучших юниоров страны. Такой результат — большой успех, особенно, если учесть, что размер льда на катке «Льдинка», на котором тренируются одесситки, гораздо меньше стандартного, на котором состязаются профессионалы (22х48 метров и 30х60 метров соответственно).
Трудный выбор
И с каждым годом одесским спортсменам становится все труднее, потому что требования к ним растут, а отрабатывать новые, более сложные элементы просто негде. Фигуристы говорят, что раньше у самых маленьких (от трех до шести лет) был свой небольшой лед, спортсмены до 12 лет дети — катались на «Льдинке», а старшие переходили на каток Дворца спорта.
Сейчас взрослеющие спортсмены, как и их семьи, встают перед нелегким выбором — или оставаться в Одессе, но уходить из фигурного катания, или уезжать на большой лед в другие города. Но, выбирая спорт, фигуристы оказываются в еще более сложной ситуации: ни государственной, ни муниципальной, ни спонсорской поддержки пока нет. Сейчас в «большом почете» другие виды спорта — в первую очередь, боевые искусства, а перспективы каких-либо перемен (например, если город или область возглавит бывший фигурист) и вовсе нет.
Сегодня все траты (аренда льда — 700-800 грн./час, коньки — около 25 тыс. гривен, костюмы — около 2,5 тыс. гривен, а еще питание, проживание, плата тренерам) ложатся на плечи родителей. Поэтому Юлия и Сергей Иванченко, как и многие другие родители талантливых фигуристов, находятся в поисках спонсоров и надеются на внимание и помощь городских властей. И до сих пор верят, что Одесса получит свой собственный большой лед, а вместе с ним и знаменитых тренеров — чемпионов мира, которые были вынуждены уехать и тренировать других детей в других странах.
Коммерция может вытеснить спорт
Юрий Клюшников, председатель Одесской Федерации фигурного катания
— Одесская школа состоялась и стала известной благодаря Юрию Циммерману. Он смог привлечь в Одессу талантливых молодых тренеров, которые воспитали плеяду чемпионов, ставших славой и гордостью нашей страны. К сожалению, с утратой Дворца спорта и последующим ремонтом «Льдинки» Одесса надолго осталась в стороне от мировых спортивных процессов. Сюда не приезжали ни ведущие тренеры, ни спортсмены для консультаций, а многие талантливые ребята ушли из спорта. Сейчас мы пожинаем плоды того времени.
Сейчас чтобы подтверждать статус «школы олимпийского резерва», нужно воспитывать мастеров спорта, нужно, чтобы наши воспитанники попадали в украинскую сборную и выступали на международных соревнованиях. Еще в прошлом сезоне мы смогли выполнить эти требования. Как будет в нынешнем ― неизвестно.
Я боюсь, что если коммерческая составляющая одесского льда вытеснит спортивную, у нас будет не государственная СДЮСШОР, а просто каток «Льдинка». И десятки талантливых детей, которые сегодня имеют шанс стать выдающимися спортсменами, потеряют такую возможность. Мы уже в этом году набрали гораздо меньше детей в группы. А по спортивным достижениям нас обгоняют и Киев, и Харьков, и Днепропетровск. К большому сожалению, наши воспитанники уже стали проигрывать спортсменам из Полтавы и Винницы, где катки и вовсе были построены при супермаркетах.
Тем не менее, потенциал еще не потерян. Нам нужно отстоять школу олимпийского резерва и построить стандартный каток для взрослых спортсменов.
Большие таланты на маленьком льду
Елена Воропаева, тренер СДЮСШОР по фигурному катанию
— У нас очень много маленьких талантливых фигуристов, составляющих серьезную конкуренцию своим соперникам из других городов, которые тренируются на больших катках. Есть и взрослые конкурентоспособные спортсмены, которые смогли остаться в большом спорте даже когда Одесса была вообще без льда! Это показал последний Чемпионат Украины среди юношей и девушек: одесситы Михаил Медуница и Анна Иванченко заняли второе и третье место.
И, честно говоря, многие руководители и представители спортивных школ из других городов не раз признавались, что будь в Одессе лед стандартных размеров, у соперников не было бы никаких шансов.
350 гривен стоит один месяц занятий в СДЮСШОР "Льдинка".
Автор: Анна Мячина