Вступление в силу «Закона о Национальной полиции» означает расширение прав патрульных полицейских, которые до этого лишь выписывали админпротоколы нарушителям. Теперь автомобили, припарковкованные в неположенных местах, будут в считанные минуты отправлять на штрафплощадки при помощи эвакуаторов. «Одесская жизнь» выяснила, кому грозит эвакуация и как сильно она ударит по кошельку.
В пресс-службе патрульной полиции сообщают, что уже начали эвакуировать автомобили одесситов на штрафплощадки — около десяти за первые выходные. Однако такие меры применяют далеко не ко всем. Пока в поле деятельности патрульных только злостные нарушители, которые паркуются на рельсах, перекрестках и пешеходных переходах, существенно осложняя дорожную ситуацию. Остальные отделываются предупреждениями и разъяснениями.
По словам пресс-секретаря ведомства Аллы Марченко, эвакуация как таковая не является самоцелью, а призвана дисциплинировать водителей. Еще одним послаблением для автохамов станут 50 баллов (из положенных 150 в год), которые будут сниматься за неправильную парковку, зафиксированную в автоматическом режиме на камеру. Когда счет «обнулится», к собственнику транспортного средства начнут приходить «письма счастья».
Сколько эвакуаторов будет работать в городе и области, пока неизвестно. К тому же, полиция договоры с поставщиками услуг заключает не напрямую, а при посредничестве предприятия «Информ-ресурс», к которому у одесситов много вопросов.
— В платежках, которые они (прим. — «Информ-ресурс») предоставляют, указаны счета частных лиц, — говорит главный редактор газеты «Дорожный контроль» Алексей Булгару. — То есть деньги идут кому-то в карман, а не в бюджет. Все штрафстоянки частные, причем в их документах указано, что предоставляют они услуги парковки, а не штрафной стоянки.
Директор КП «Одестранспарксервис» Сергей Дубенко также недоволен «Информ-ресурсом». По его мнению, компания является монополистом и существует за счет откатов.
Активисты, которые не один год отстаивают права автовладельцев на одесских дорогах, настроены пессимистично. По их мнению, даже если новая система будет менее коррупционной в отношениях «водитель-патрульный», то за возможность подзаработать ухватятся штрафплощадки, которые под различными предлогами будут удерживать автомобили, ежедневно взимая плату за простой.
ЦИФРА
255 гривен. Такая сумма штрафа предусмотрена за парковку в неположенном месте.
Главную проблему «Закона о Национальной полиции» юристы видят в том, что многие его положения противоречат другим нормативным актам и не отвечают сегодняшним городским реалиям. В частности, автомобилисты возмущены строгими мерами по отношению к неправильно припаркованным машинам, ведь в Одессе, особенно в центральной части города, нет достаточного количества оборудованных парковок. Кроме того, новый закон, по мнению экспертов, прописан недостаточно подробно.
— По закону, эвакурировать могут только тот автомобиль, который существенно мешает дорожному движению, — поясняет юридический консультант Олег Телий. — Патрульный может трактовать это как угодно, исходя из личных оценочных суждений, и составить протокол, например на машину, которая стоит на обочине (у края правой полосы). Именно так сегодня и происходит. Однако есть разъяснения пленума Верховного суда о том, что является «существенной помехой»: это ситуация, когда авто стоит поперек полосы движения. Только тогда можно без ведома водителя эвакуировать машину на штрафстоянку.
Официально, эвакуатор нерадивым водителям обойдется от 600 до 850 грн. Однако автомобилисты убеждены, что это цифра явно занижена и ссылаются на практику предыдущих лет, когда за доставку автомобиля на штрафплощадку приходилось платить около полутора тысяч гривен. Более половины этой суммы, по мнению водителей, эвакуаторщики отчисляли «высоким чинам» в ГАИ за право работать на одесских дорогах. И потому автомобилисты опасаются, что ситуация может повториться вновь.