В сентябре Верховная рада рассмотрит новый проект Закона «Об образовании». Часть реформ коснется только школьников и студентов, а часть — всех без исключения граждан Украины. Кроме этого Закона, разрабатываются и другие акты, призванные фундаментально изменить подход к образованию. «Одесская жизнь» узнала, что нас ждет в ближайшем будущем.
• 12-летняя школа и «профилизация» старших классов
«Двеннадцатилетка» ― это наиболее конфликтный вопрос образовательных реформ. С одной стороны, мировой опыт диктует свои стандарты образования, при которых 17-летние ни морально, ни финансово к учебе в вузах не готовы. С другой стороны, в условиях украинских реалий уже 16-летних юношей и девушек сложно удержать в школе. Большинство из них ищет возможности получения специальности уже после 9-го класса. «Реформа дополнительного года» не только приблизит украинскую систему образования к европейской формально, но также позволит разгрузить нынешнюю школьную программу.
• Изменение концепции патриотического воспитания
Патриотическое воспитание сегодня ― это ряд мероприятий, которые проводятся исключительно благодаря энтузиазму педагогов, ведь эта часть работы фактически остается вне шкалы оценивания и поощрения. Предполагается, что в ближайшие годы патриотическое воспитание выйдет на новый уровень — с сильной методической базой, информационным обеспечением, более комплексным подходом и системой стимулов для педагогов. Уже в этом году будет создан Центр патриотического воспитания при Минобразовании и разработана нормативно-правовая база.
• Принцип «Образование в течение жизни»
Сегодня среднее и высшее образование уже не являются пределом для повышения квалификации и самосовершенствования. И новый закон предполагает систему стимулов, которые будут подталкивать человека учиться в течение жизни. Например, у специалистов появится выбор, где подтверждать или повышать свою квалификацию. Кроме классических структур (Одесский областной институт усовершенствования учителей) появятся и другие сертифицированные заведения, которые будут давать дополнительное образование. Это повысит конкуренцию, а значит и качество предоставляемых услуг.
Учим иностранные языки
Уже с этого года количество часов изучения иностранного языка увеличили в средней школе с двух до трех часов в неделю, а в старшей школе — с трех до трех с половиной часов в неделю. Но материальная база с изменением программы не улучшилась. Кроме дефицита учебных и технических материалов, школы все еще остро нуждаются в квалифицированных педагогах, которые не согласны работать за минимальную зарплату.
Людмила Кривова, директор школы №57 им. Орликова:
Еще в прошлом году дети надевали вышиванки, мотивируя это модой. Сегодня на вопрос «Почему ты в вышиванке?» они отвечают «Потому что я — украинец». И все поют гимн на линейке. Мы видим как их самоощущение меняется в лучшую сторону, как растет их патриотический дух. И мы тоже стараемся соответствовать новым запросам. Например, кроме встреч с ветеранами Второй мировой войны организовываем также встречи с участниками АТО. Так что тенденции в патриотическом воспитании сегодня меняются и школа им следует.
О чем еще говорит Закон «Об образовании»?
• Инклюзивное образование. Большее внимание уделят созданию в школах условий для обучения детей-инвалидов.
• Финансовая и академическая автономизация. Учреждениям образования предоставят больше свободы в распределении бюджетных и небюджетных средств, а также в организации научной и преподавательской деятельности.
• Защита интересы учеников младших классов. В населенных пунктах с недоукомплектованными школами должны сохраняться начальные классы, при этом средние и старшие могут быть переведены в другие населенные пункты.