В городе у моря каждый хоть немного, но рыбак. Но есть люди, для которых удочка и снасти давно стали неотъемлемым атрибутом в жизни. И в запасе у них — множество правдивых историй и рыбацких баек. «Одесская жизнь» собрала несколько таких историй, узнала о местных рыбацких рекордах и курьезах.
Сменил рыбу на рапанов
Александр Постоленко, актер комик-труппы «Маски»
— Недавно я перешел на подводную рыбалку и теперь ловлю рапанов на 9-й станции Большого Фонтана возле яхт-клуба. Это место не очень популярное среди отдыхающих из-за камней. Все обычно хотят полежать на мягком песочке. Я такой отдых не понимаю и с морем общаюсь по-другому — изнутри. Подводная жизнь постоянно меняется. Водоросли вырастают по пояс за два дня, за несколько часов какие-то микроорганизмы могут ухудшить видимость, иногда очень красиво заходит кефаль, а порой можно здорово испугаться лобанчика размером в 40-50 сантиметров. С пляжа не разглядеть ни морских коньков, ни рачков, ни крабиков.
Раньше я был необразованный — стрелял бычков специальной палкой с трезубцем на конце. Но эти рыбки довольно юркие, во время движения их не подстрелить, поэтому я заглядывал в норки. Посмотришь, а оттуда морда черная выглядывает — сразу стреляешь. А потом я узнал, что эти бычки — самцы, которые охраняют икряную кладку. И они, бывает, по несколько месяцев норку не покидают, не охотятся и не едят, от чего даже могут умереть. Мне стало так жалко их, что я перестал ловить рыбу и переключился на рапанов.
Пару дней назад мы с товарищами наблюдали очень забавную картину. Заходит в море человек в длинном гидрокостюме, с маской, трубкой, в ластах. Новенький на пляже — мы его еще не видели. И пытается он нырнуть в море. Скажу сразу — он без грузов. А без них попасть под воду в гидрокостюме невозможно. Например, когда я ныряю в своем костюме, то приходится цеплять на себя килограммов шесть груза, а для других это может быть и все 12. Этот же человек все равно пытается нырнуть — раз, второй, третий. Но, конечно, у него ничего не выходит: по пояс он оказывается в воде, а ноги и ласты — сверху. Так он и барахтался, как поплавок.
Рекордные бычок, камбала и скат
Александр Симоненко, одессит
— Помню свою первую рыбалку. Мне было лет семь и я с небольшого мостика за Черноморкой ловил бычков. Это была такая мелочь — сантиметров по пять. Я даже не помню, что с ними сделали. Наверное, просто отдали кошке.
Бычков я до сих пор ловлю. Особенно крупные они осенью. Мой рекорд — 430 граммов, это бычок длинной около 40 сантиметров. А в прошлом году поймал камбалу весом в четыре килограмма. Потом ели ее всей семьей и каждому досталось по паре кусочков — делили по-честному. Напарник же мой умудрился вытащить 12-килограммового ската, но без хвоста. Видимо, он уже попадал в рыбацкие сети и ему его отрезали, чтобы не пораниться. Правда, морской скат — это далеко не камбала, он даже с бычком по вкусу не сравнится.
А раньше мы с семьей ездили рыбачить в Крым на мыс Тарханкут. Там была очень хорошая ставридка. Но особенность этого места в том, что погода меняется в считанные минуты. И вот однажды я поставил лодку на якорь недалеко от берега. Вдруг начала меняться погода, задул ветер, веревка отвязалась — и лодку начало относить на другой конец бухты. Наши соседи на берегу это заметили и спрашивают: «Это не вашу лодку относит?». Смотрю — действительно, моя. Я бегу к воде, дочь на ходу мне бросает ласты — надеваю и плыву за лодкой, ведь если она пересечет бухту, то попросту разобьется о скалистый берег. Пока я плыл, волны стали подниматься и лодку относило все быстрее. Догнал я ее уже почти у скал, но влезть внутрь не могу — лодка переворачивается. С трудом завел мотор с воды, включил задний ход и немного отвел от скал, снова пытаюсь влезть — и снова ничего не выходит. Вдруг чьи-то руки хватаются за другой борт лодки и выныривает парень, который был недалеко от нас на берегу. Он и помог мне сесть в лодку, сел сам, и так мы добрались до берега. Мой спаситель тоже оказался одесситом — он с семьей, как и мы, приехал на рыбалку. Позже мы встречались уже в Одессе и продолжаем поддерживать отношения.
Ни воды, ни рыбы
Виктор Гайдаренко, житель с.Троицкое (Беляевский район)
— В реке Турунчук сейчас рыбы совсем нет — жара. Она вся на дне отдыхает или ушла в Белгород-Днестровский лиман. Хотя обычно мы тут ловим карпа, сома, карася. На одну снасть, например, весной попадает до пяти килограммов рыбы. И таких снастей можно поставить 15 за раз.
Но крупной рыбы здесь почти не стало, потому что водохранилище Днестровской ГЭС не спускает в реку воду. Река мелеет, а берега зарастают. Раньше воду давали трижды в год: весной, летом и осенью. Теперь же уровень поднимается только тогда, когда сходит снег. Тогда и рыба приходит. Но щука и линь, например, исчезли вообще — для них здесь стало слишком мелко.
А вот лет 15 назад был случай, когда я поймал двух сомов: одного на 70 килограммов, второго — на 90. Длина — более трех метров. В то время такую рыбу продать было очень тяжело, выгоднее было сдать на рыббазу. Я так и сделал. За такие уловы, обычно, кроме зарплаты, давали премии и даже путевки. А сейчас все чаще снасти оказываются пустыми.
Записали Анна МЯЧИНА и Алена ШВЕЦ.