Общество их отторгает и изолирует. Система же пытается вернуть к нормальной жизни, но, считая гроши, не в состоянии этого сделать. Как живут люди с психическими отклонениями, знают только в психиатрической больнице.
Ни электрошока, ни смирительных рубашек
Одесский Областной медицинский центр психического здоровья ― это самое знаменитое место на одесской Слободке. Даже школьники здесь знают, что «на Воробьева живут психи». Вот только кто они ― эти самые психи ― в действительности мало кто понимает. А ведь по ту сторону глухой обветшалой стены может оказаться добрая половина нашего города. И это не шутка. Руководитель центра Анатолий Волощук уверен, что в Одесской области в психологической помощи нуждается каждый второй. Но это отнюдь не значит, что как только вы расскажите врачу о своих тревогах, на вас наденут смирительную рубашку и посадят в комнату с зарешеченным окном. Многим нужна просто беседа, многим — легкая терапия на дневном стационаре. А вот ледяные ванны и привязывание к кроватям, как это любят показывают в фильмах, — это давно устаревшая практика. Сегодня на вооружении медиков препараты, которые способны снять даже самое сильное возбуждение.
Очередь на койку
В Одесской области на 100 тысяч человек — 87 психиатрических коек. Это на пять больше, чем в среднем по стране, однако этого не хватает. Одна из самых больших сложностей, с которой сталкивается Центр психического здоровья, заключается в следующем. Около 300 пациентов, которые не требуют активной психиатрической поддержки, все равно находятся здесь годами — из-за того, что им просто некуда идти. Интернатов для таких людей не хватает, а родные не хотят брать на себя хлопоты по их уходу. В итоге те, кто готов лечь в стационар, не может этого сделать, ведь в отделениях кровати стоят даже коридорах и все заняты.
Как поесть на пять гривен?
Санитарки в белоснежных халатах и чепчиках гремят тележками с обедом. Территория лечебницы занимает 16 гектаров и ежедневно в 25 отделений нужно таким способом доставить еду.
Кстати, на питание этих пациентов в бюджете страны запланировано лишь пять гривен. На эти деньги нужно еще суметь что-то приготовить. Приходится выкручиваться — питание нескольких отделений взяла на себя одна из церковных общин города. Помогают и некоторые родственники пациентов, но таких немного. Элеоноре Анатольевне повезло — ее регулярно навещает дочь. Не прошло и недели, а женщина сама садится на кровать, хотя привезли ее в крайне тяжелом состоянии. А вот ее соседка совсем не встает и не говорит. Здесь таких много — это отделение участников войны.
В мужской геронтологии тоже есть тяжелые случаи, но большинство из 48 пациентов довольно активны. Они с удовольствием проводят время во внутреннем дворике, где для них выстроили беседку, летний душ и даже танцплощадку. А недавно, говорят медсестры, мужчины принимали в гости женскую геронтологию — был концерт и танцы. Заведующая отделением врач-психиатр Ирина Мельниченко сравнивает своих подопечных с детьми. Они идут на обед за ручку, не могут сами ни одеться, ни покушать и требуют постоянного надзора.
Мода на космических героев
Психиатрическая больница — это, наверное, единственное место, где к городским сумасшедшим относятся с пониманием. Здесь не считают, что людей, которые выгуливают утюги и кричат на остановках «Америка заметает следы», нужно изолировать. Наоборот, одесские медики призывают социализировать таких людей, поручать им элементарную работу или занять творчеством. Но у самой больницы денег на это нет. Поэтому здесь главное развлечение для больных — телевизор. В это время медперсонал может наблюдать кино-сюжеты в реальной жизни. Например, в гериатрии, встретились однажды бывший заключенный и прокурор, который много лет назад отправил его за решетку. Встретились, узнали друг друга и решили не дружить.
А вот пресловутых Наполеонов и богов здесь днем с огнем не сыщешь — сегодня в психиатрии мода на КГБшников и космических героев. Одни рвутся спасать мир, а другие разгадывают преступные заговоры. И все же это скорее редкость. Потому что сейчас гораздо чаще встречаются расстройства совсем другого характера.
Еще в 1960-80 годах медики регистрировали 70% больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией и маниакально-депрессивным синдромом. Оставшиеся 30% приходилось на пограничные состояния, такие как депрессия. Сейчас все наоборот: 30% с тяжелыми диагнозами и 70% — с пограничными состояниями. И если количество наследственных и генетических отклонений осталось прежним, то число людей, периодически впадающих в состояние тревожности, выросло в разы.
Врачи говорят, что исправить ситуацию не сложно. Нужно лишь вовремя обращаться за помощью и не бояться больничных кабинетов. Если же переступить порог лечебного учреждения для вас морально тяжело, всегда можно воспользоваться линиями телефонной психологической поддержки и рассказать о своих переживаниях анонимно. Кроме того, обратиться можно к психологам-волонтерам и тем, кто ведет частную практику. Это убережет вас от нервных срывов, депрессий и других проблем со здоровьем в будущем.
На базе Одесского Областного Медицинского центра психического здоровья создана телефонная линия доверия для пострадавших в АТО военнослужащих. Звонить можно круглосуточно по номеру: (048) 783-57-59.
137 гривен составляет дневной бюджет одного пациента
1300 пациентов находится в стационаре областного Центра психического здоровья
1300 человек персонала на пяти сменах ежедневно обслуживает учреждение
все это вранье….Берут взятки,воняет везде мочей ,дают только кашу …..и никакого внимания к больным,которые просятся в туалет,просят хлеба…..Как не прийдешь-то няньки и сестры ждут конверт…..Перед комиссией наводят марофет,бегают с хлоркой…а теперь и подавно,при новом губернаторе забоялись и статейку подготовили…..
Татьяна, говорить о взятках у нас цели не было. Мы хотели донести до одесситов, что за этими стенами тоже живут люди, которые требуют внимания и человеческого отношения прежде всего со стороны общества.
Мне довелось побывать в больнице год назад. В частности, в мужской геронтологии. То, что я увидела тогда, и то, что есть сейчас — это небо и земля. Учреждение, действительно, приводят в порядок. А то, что больница переполнена и персонал физически не в состоянии успеть за всеми — это факт. Но это вопрос не к руководству больницы, а к департаменту здравоохранения и Минздраву.
А если Вы лично так искренне переживаете за сытость пациентов, у Вас есть возможность присоединиться к волонтерам, которые готовят для них обеды или помочь больнице продуктами.
С уважением, «Одесская жизнь».
«-Одесская жизнь»- не советуйте нам как быть и за кого переживать….Заела правда?Бывает…..А то,что там люди живут — мне известно,у меня там отец находится.И каждый раз я прихожу -и каждый раз тянется рука персонала больницы на «благотворительность»…..Так что не пишите ответы ,расчитывая на дурачков…..Сама все вижу и сама пишу правду….и молчать не буду….
Почему бы не рассказать о том, как товарищ Волощук откупается от проверок, находящих в его заведении многочисленные нарушения?
у нас проще решили проблему оставили одно отделение для буйных. остальных отпустили и посоветовали лечится амбулаторно. так что на улицах их много ходит и есть возможность получить кирпичом по голове..ему ничего не будет..справка есть. ждите скоро и у вас.