Абданк (буква «W») Дворянский герб, широко распространенный в Речи Посполитой. Активно использовался польской, украинской, литовской шляхтой. Абданк был гербом Теодорика Бучацкого, которому в середине XV века принадлежал Кочубеев. Герб был выполнен в цветах польского флага, однако авторы современной эмблемы решили сделать его в цветах современного флага Украины. Кроме того, абданк напоминает морские волны.
Якорь Такое же изображение якоря, только серебряного цвета, присутствует на гербе Одессы. Является символом мореплавания, а также надежды и спасения. На эмблеме он изображен в цветах украинского государственного флага.
Кочубіїв Так называлось поселение, которое позже было переименовано в Одессу. Ученые решили выбрать именно такой вариант написания старинного названия поселения. В древних рукописях слово пишется по-разному, однако и сейчас в Хмельницкой области есть село с таким названием. Село принадлежало тому же шляхтичу, что и приморский город, и когда город перешел во владение Османской империи, шляхтич вывез часть населения в Хмельницкую область. По одной из версий, село получило такое же название, как и город, названный позже Одессой.
Хаджибей Турецкое название города также имеет разные варианты написания. Авторы эмблемы решили остановиться на таком варианте, поскольку в Одессе это название прижилось, в том числе благодаря привычному названию Хаджибейский лиман.
Где будут использовать эмблему?
Как рассказал нам один из инициаторов создания эмблемы, доктор исторических наук Тарас Гончарук, изображение пока не зарегистрировали, поэтому использовать его в коммерческих целях нельзя.
— Создание эмблемы — это инициатива общественности. Мы используем ее на научных конференциях, круглых столах, посвященных истории Одессы. Например, на конференции, которая недавно состоялась в Одесском национальном политехническом университете, она присутствовала. В будущем ее можно использовать, например, на сувенирной продукции. Правда, пока мы эту возможность не рассматривали подробно, — пояснил ученый.
Как празднуют юбилей
Группа одесских историков и общественников выступила с инициативой празднования первого упоминания поселения Кочубеев, которое относится к 19 мая 1415 года. По мнению профессора Тараса Гончарука, в хронике польского историка Яна Длугоша эта дата связана с упоминанием порта Кочубеев, который существовал на месте современной Одессы. Празднования юбилея начались в середине мая: в научной библиотеке имени М. Горького работает книжная выставка, 28-29 мая состоялась первая всеукраинская научная конференция «История Одессы: от средневековья до наших дней». Круглые столы и научные конференции продлятся до 2 сентября — дня, когда в Одессе традиционно отмечают День города.
Свое мнение
Оппоненты инициаторов празднования 600-летия Одессы утверждают, что оснований для этого нет.
Был совершен подлог
Игорь ШКЛЯЕВ, доцент Одесского национального университета имени И. И. Мечникова
— Есть такой анекдот: «Наши ученые доказали, что Земля — не круглая. Установлено, что она грязная и скрипит на зубах». Вот так же и наши ученые, которые не знают языков и не читали Яна Длугоша, в хрониках которого якобы упоминается Кочубеев — будущая Одесса. Уже давно доказано, что профессор Новороссийского университета Алексей Маркевич, который впервые якобы совершил открытие, что Длугош упоминает Кочубеев, совершил обыкновенный подлог. Нет никакого Кочубеева у Длугоша. Но наши ученые Длугоша в оригинале не читали и ссылаются на Маркевича, которого за этот подлог выгнали из университета. У нас на Слободке есть неолитические пещеры, это правда. Давайте скажем, что Одессе — 20 тысяч лет? История — наука точная, она не любит политизации. Она оперирует двумя вещами: письменное упоминание либо артефакт. Упоминания нет, это доказано. Артефактов (результатов археологических раскопок. — ред.) — ни одного. О каком 600-летии может идти речь?
школота ваш Игорь ШКЛЯЕВ
А РОССИЯ здесь где?
на гербе надо изобразить палку копалку которой древние и мудрые укры вырыли Черное море