Сегодня, когда множество супермакетов пичкают горожан дорогостоящей импортной продукцией, причем далеко не всегда свежей, возрастает роль продовольственных рынков. Примером могут служить новые формы работы с покупателями, которые смело внедряет руководство концерна «Веселка» — собственник «Нового рынка».
Овощи с личной грядки
— У многих наших продавцов-арендаторов уже давно есть постоянные клиенты, они связываются с ними по мобильному телефону и заказывают весь набор необходимых продуктов, — рассказывает директор «Нового рынка» Сергей Колодько. — Продавцы формируют пакет и заказчику достаточно лишь в конце рабочего дня забрать его, сэкономив массу времени.
Но это лишь одна грань работы «Нового» с потребителем. Начав еще пятнадцать лет назад масштабную реконструкцию рынка, его руководство сегодня воплощает в жизнь новые проекты. В их числе — создание «семейных грядок» с экологически чистыми продуктами.
В одной из комнат административного здания рынка находятся ящики и целые искусственные «деревья» с образцами растений будущего тепличного хозяйства. Здесь целая оранжерея с ростками овощей и фруктов: чеснок, лук, мята, помидоры, перцы, огурцы, салаты.
Работники рынка, проявив смекалку, использовали для рассады различные формы. Например, половинку трехлитровой банки — идеальный вариант для ускоренного роста. Солнечные лучи, преломляясь в воде, нагревают ее и растение получает тепло снизу. Неординарно приспособлены под рассаду и комплектующие пластмассовых труб, нанизанные одна на другую и имеющие вид «ветвистого дерева».
— Мы решили посмотреть какие фрукты и овощи лучше сочетаются друг с другом, — поясняет руководитель рынка. — Важно создать для рассады оптимальные климатические условия. Недавно мы даже нашли предприятие, взявшееся сделать нам систему электрического обогрева по типу, применяемой при обдуве-подогреве заднего стекла автомобиля. Пока экспериментируем, наблюдаем, как ведут себя различные сочетания овощных и плодовых культур будущей теплицы.
Руководство рынка хочет предложить покупателям обзавестись собственной экологически чистой «семейной» грядкой, с которой он один-два раза в неделю мог бы получать, к примеру, по полкило клубники, свежих огурцов и помидоров, салата и других овощей.
— Покупатель нам делает заказ, мы высаживаем овощи, выращиваем, а когда они созревают, он может лично срезать их с грядки. Покупателю будет достаточно раз в год заплатить оговоренную сумму и «овощное дерево» будет в его собственности, — рассказывает Сергей Колодько. — На нем можно будет выращивать все, включая цитрусовые.
Конечно, средства в строительство парников вкладываются значительные, но хорошая идея, которая может привлечь покупателей, по мнению руководства рынка, того стоит. А, кроме того, создание нового структурного подразделения — это дополнительные рабочие места.
Рациональность, практичность и максимум удобств для покупателей — это основные составляющие работы «Нового рынка» сегодня, которые по достоинству оценили одесситы и гости города. Но успех пришел не сразу и далеко не просто.
Достаточно вспомнить историю с овощными киосками. Когда концерн «Веселка» в начале 2000 года начал обустраивать рынок, то все было спланировано таким образом, чтобы человек мог пройти через мясо-молочный корпус, потом через овощные ряды, сектор промтоваров и выйти на улицу со всеми необходимыми покупками (возможны и другие варианты, поскольку на рынке целых семь входов). Для реализации планов необходимо было снести по периметру рынка все старые, отжившие свой век строения и все заново построить. Но предприниматели, занимающиеся торговлей плодоовощной продукцией весьма настороженно отнеслись к идее обустройства мини-магазинов из стеклопакетов и другим новшествам. И только поняв все выгоды сезонной торговли, предприниматели поверили руководству рынка. В итоге, был выполнен огромный объем работ и «Новый рынок» начал приобретать современный облик.
Вице-президент концерна «Веселка» Гарик Бабаян с гордостью рассказывает об огромном мясо-молочном корпусе, где, несмотря на будний день, идет бойкая торговля.
— В ходе реконструкции мы полностью поменяли крышу, привели в порядок подвал — мусор оттуда вывозили на 127 грузовиках. Мы укрепили полы в корпусе, почистили и поменяли всю канализацию, обновили систему трубопроводов. Приобрели новые, более мощные холодильники, установили четыре «рекламных» телевизора с большим экраном, — Гарик Саркисович указывает на плазменные панели. — Мы пригласили лучших одесских художников и реставраторов. Они обновили гипсовые картины: «Новый базар в 1850 году», «Рыбачка Соня», «Сельский пейзаж».
В просторном мясном корпусе появился привычный атрибут супермаркетов — тележки для перевозки продуктов. Таким сервисом другие рынки Одессы пока похвастать не могут.
На овощной площадке тоже, как всегда, многолюдно — его четыре длинных ряда с удобными киосками из стеклопакетов, в которых разместились до полутысячи арендаторов, предлагают большой выбор свежей плодоовощной продукции.
На углу улицы Торговой и Новобазарного переулка полтора года назад был открыт круглосуточный оптовый рынок.
— В будущем здесь планируется построить паркинг, — говорит Гарик Бабаян, — но пока, чтобы не пустовала территория, арендаторы сами предложили использовать ее в качестве площадки для оптовой торговли.
Рядом с рынком в пекарне «Бабушкин хлеб» выпекают вкусный и душистый хлеб. По соседству — магазин «секонд-хенд».
Посетители рынка могут приобрести качественную сантехнику, строительные материалы, обувь, одежду, парфюмерию и даже золотые изделия.
Еще одна идея руководства рынка — создание бригады, которая, облачившись в форменную одежду рынка, встречала бы посетителей и помогала переносить покупки к машине. Этот новый сервис планируют ввести на рынке уже к концу нынешнего года и надеются на помощь одесских студентов.
Миллионы на благотворительность
За 15 лет собственник рынка вложил в реконструкцию более 15 миллионов гривен. Президент концерна «Веселка» Эдуард Хачатрян подчеркивает, что примерно столько же было потрачено на благотворительные цели.
Только в мае нынешнего года на помощь многодетным семьям, людям преклонного возраста, больным детям перечислено 155 тысяч гривен. В начале мая концерн перечислил «Клиническому санаторию им. Пирогова» 130 тысяч гривен для закупки питания вынужденным переселенцам с востока Украины. Месяцем ранее выделены деньги для проведения в Одессе двух фестивалей, в том числе ставшего уже традиционным фестиваля «Два дня и две ночи».
Также концерн поддерживает мероприятия, проводимые армянской общиной города. Недавно ее представители испекли 75-килограммовый торт с изображением горы Арарат и шоколадного средневекового монастыря. Сотни одесситов, побывавших в Горсаду на Шахматной площадке (ее армянская община подарила Одессе к 220-летию города), смогли отведать шедевр кондитерского искусства, бесплатно полакомиться фруктами, утолить жажду прохладительными напитками.
На «Новом рынке» есть даже своя библиотека. Люди, работающие на рынке, посетители и даже жители близлежащих домов всегда могут взять напрокат книгу.
Все входы на «Новый рынок» оборудованы пандусами. Они удобны не только для людей с ограниченными возможностями, но и для молодых одесских мам с детскими колясками.
На строящейся тепличной площадке «Нового рынка» для выращивания экологически чистых овощей и фруктов рабочие сейчас устанавливают крышу из поликарбоната, пропускающего свет и удерживающего тепло. Скоро начнется монтаж стеклянных блоков и укладка плитки. Площадь первого блока, который руководство рынка планирует сдать в эксплуатацию уже к концу сентября 2015 года, составляет 600 кв. метров. Общая же площадь тепличного хозяйства рынка в будущем составит около 3500 кв. метров.
- 800 человек, в том числе около 750 арендаторов-предпринимателей работают сейчас на «Новом рынке».
- 3,4 гектара составляет территория «Нового рынка».
- «Новый рынок» — старейший рынок Одессы. Три года назад он отметил свое 200-летие. Мясо-молочный корпус рынка является памятником архитектуры конца XIX века.
Таквор Оганесян.