В нашу редакцию часто поступают жалобы на работу жилищно-коммунальных сервисов: не убирают, не чинят, хамят. Мы решили на собственной шкуре убедиться, каково это ― быть работником одесского ЖКСа. Для эксперимента выбрали участок №4 ЖКС «Черемушки».
Кто рано встает
Я прихожу на участок утром — к 8.30. На это время назначена первая планерка. Кабинет начальника заполняется мужчинами и старший мастер ― парень лет двадцати ― распределяет задания между рабочими. Крыши, канализация, электропроводка, бомбоубежище…
— Все обращаем внимание на гидравлику. В связи с прекращением отопительного сезона, как всегда, ожидаются проблемы, — напутствует начальник участка Александр Лымарь.
Рабочие получают адреса и молча расходятся. Их рабочий день — это не только плановые заявки, но и аварии, которые случаются часто и требуют немедленного устранения. Поэтому здесь особо не любят погодные сюрпризы: дождь прошел — крыши потекли, ветер дует — ветки падают, снег — вообще трагедия, хотя не столько для рабочих, сколько для дворников (в дни снегопадов им приходится работать практически круглосуточно, используя лишь лопату, соль и песок).
К тому времени, когда рабочие только расходятся по адресам, дворники уже заканчивают свою первую уборку. Для них планерка назначена на 9.30.
Большинство из 38 дворников ― женщины. Они дважды в день метут улицы и собирают мусор, выходя на работу в 5 часов утра. Многим из них приходится совмещать две и даже три работы. Кто-то в дневное время работает на рынке, кто-то нанимается на уборку. Начальство разводит руками — жить же как-то надо. А на полторы тысячи гривен семью не прокормишь.
Внеплановые работы
После планерки у дворников свободное время. Но это обычно, а сегодня сотрудники участка приводят в порядок два бомбоубежища — там нужны руки. Одно из бомбоубежищ — муниципальное. Рабочие говорят, что мусор оттуда вывозили на нескольких грузовиках. Много лет бомбоубежищем никто не пользовался и не поддерживал в надлежащем виде. Сейчас там уже провели воду и свет, установили сантехнику. Осталось выбелить несколько помещений и обустроить нары. Как раз на побелку и отправляют дворников.
Еще одно бомбоубежище — это инициатива жильцов дома по улице Ицхака Рабина.
— Я два месяца жил бок о бок с переселенцами из Луганска, — говорит инициатор благоустройства убежища Борис Севастьянович. — Они рассказали, что от смерти в зоне боевых действий их спас подвал. Но у них не было возможности его подготовить, а у нас есть.
С просьбой о помощи жильцы обратились в ЖКС. И сегодня рабочие и дворники начинают самый сложный этап работы — углубление подвала. Высота потолка тут по нормативам недостаточная. Работа сложная, пыльная, но нужная. Сюда направили и дворника Александра. Коллектив им очень гордится. Мужчина фактически был бомжем — жил на улице, промышлял чем придется. На четвертом участке решили его в беде не бросать. Взяли на работу, выделили место в подвале, где он обустроил жилье для себя и своей жены. Теперь в свободное от работы время он изучает компьютер.
Пилите — не пилите
Александр — не единственная гордость коллектива. Здесь есть люди, со стажем работы более 30 лет. Например, Вера Ивановна и Надежда Николаевна. Они начинали на этом участке еще в советское время. А Мирослава Вербавецкая в дворниках десять лет. На Черемушки перевелась с Молдаванки ― там на улицах было небезопасно, особенно по вечерам. Тут же получила квартиру и помощь в устройстве ребенка в школу. Здесь, говорит, даже сами жильцы спешат помочь.
— Я долгое время замечала, что кто-то бросал окурки из окна, — рассказывает Мирослава. — Сделать с этим что-то очень сложно ― разговоры ничего дают. А потом я узнала, что одна пожилая женщина собирает эти окурки и несет под дверь тому человеку. Так ей тяжело смотреть на то, что чужой труд не уважают.
Но это, скорее, исключение из правил. В основном, констатируют в ЖКСе, жильцы скандальные. Просят, например, спилить дерево, так как оно мешает парковаться во дворе. ЖКС дает запрос на разрешение в «Горзелентрест». Там разрешения не дают — дерево здоровое и еще молодое. Возмущению жильцов нет предела — ЖКС не выполняет свою работу. А потом наоборот, ведомство разрешает спилить сухие деревья, которые угрожают людям, для этого выделяют специальную вышку. Когда работники берутся за дело, жильцы устраивают митинг — решили, мол, бензин отмыть на наших деревьях.
Имидж города
Кровельщики Александр и Владимир меняют водосточный желоб на крыше пятиэтажки — они буквально свисают с крыши, чтобы снять ржавые конструкции. Времени полюбоваться первой весенней зеленью нет, да и никакой романтики в своей работе мужчины не видят. Сокрушаются только, что крыши и материалы морально устарели и мечтают о большой реконструкции. Но об этом речи пока не идет, как и о том, чтобы заасфальтировать дворы и проезды, отремонтировать парадные. Поэтому день за днем здесь латают дыры и ждут — денег и человеческого отношения к себе и своей работе.
— А народ у нас хороший, — говорит Александр Лымарь. — Это обычные люди, но грамотные специалисты. Некоторые даже с высшим образованием. Они наша гордость и имидж этого города.
Для большинства одесситов их работа, как и они сами, невидимы. Когда все работает, везде чисто и зелено, мы принимаем это как должное, не думая о том, кто за этим стоит. А когда что-то не ладится, спешим ругаться и писать жалобы. Возможно, наша жизнь изменится, когда мы поймем, что действовать нужно сообща и, как минимум, доносить мусор до контейнера, а окурок — до пепельницы.
Участок №4 – это:
52 многоквартирных дома
4519 квартир
9245 жителей
Их обслуживает:
38 дворников
14 сантехников
15 уборщиц
2 электрика
1 печник/плотник
1 газо-электросварщик
1 маляр
От 1500 до 1900 гривен составляет заработная плата работника ЖКСа
На улице Сергея Ядова, по всей улице, дворнички, а особенно дворнички дома 61Б, покрывают тройным матом людей, полный лексикон матов, проходящих мимо.