Новости Одессы и Одесской области

Золотые километры: Ждет ли дороги Одессы «светлое будущее»?

Золотые километры:  Ждет ли дороги Одессы «светлое будущее»?

Дороги — это визитная карточка любого города. Скажем откровенно, одесская визитка выглядит удручающе — ямы и выбоины, забитые ливнестоки, разрушающие бордюры, горбатые тротуары. Парадокс, но главная причина происходящего в том, что на их ремонт выделяется слишком много денег из городского, областного и государственного бюджетов. Как же на самом деле расходуются выделенные средства? Почему одесситы верят на слово дорожникам, жонглирующим цифрами в миллионы гривен, которые якобы уходят на ремонт одесских улиц? Что ожидает наши дороги? Непрекращающийся ямочный ремонт? Разрушение? Транспортный коллапс?

Большая дорожная тайна

Планы Управления дорожного строительства Одесского городского совета и коммунального предприятия «Одесские дороги» (именно эти две организации занимаются ремонтом улиц города) являются тайной за семью печатями. Одесситы абсолютно не информированы о перечне улиц, где будет производиться ремонт, о сроках его начала и завершения, а главное — лишены возможности вносить свои предложения по ремонту одесских дорог.

Дорожные ямы города — неиссякаемый финансовый источник, питающий десятки предприятий и сотни людей. Городской бюджет денег на ремонт дорог не будет жалеть никогда, ибо по оценкам экспертам сумма «откатов» в этой отрасли достигает 50 (!) процентов от выделенных средств.

Эксперты утверждают, что финансовые средства выделяемые на ремонт дорог начинают расхищаться задолго до начала работ. «Откаты» при изготовлении проектной документации «тянут» на 10% стоимости, получение генподряда на ремонт или строительство — 30%. Кроме того, подрядчик создает «стратегический запас» (около 5%) на «черный день»  — проверки прокуратуры, милиции, налоговой. Дорожный бизнес — это бизнес для своих, чужие здесь не ходят.

В 2015 году строительство, реконструкция, ремонт и содержание улиц впервые осуществляется по новым правилам, о которых горожане просто не знают. В соответствии с Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» в городском бюджете отсутствует государственная субвенция на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности. Для справки, в 2014 году объем указанной субвенции городу Одессе был утвержден в размере 56,1 млн. грн.

Ямы с деньгами

«Ямочный ремонт» — термин, применяемый только в странах бывшего СССР. Сегодня в Украине ни в одном официальном документе такого термина просто не существует. Текущий, капитальный ремонт, содержание дорог — именно на эти цели выделяются бюджетные средства.

В Одессе зачастую используется максимально циничная технология проведения ямочного ремонта. Ямы заполняются чем угодно — землей, строительным грунтом, булыжниками — только не щебнем. Жидкость, с которой работают дорожники, битум напоминает весьма отдаленно. Каток вместо пяти положенных проездов по новому покрытию делает всего один-два проезда.

Качество работ можно проконтролировать при помощи специального прибора, проверяющего плотность уложенного асфальта, но это делают только если ожидается приезд серьезной комиссии.

А как проверить качество использованных материалов? К примеру, как определить какой фракции использован щебень при ремонте дорожного покрытия?

Экономия, экономия и еще раз экономия — это главные заповеди дорожников. Экономятся расходные материалы, топливо, зарплата машинистов катков. Ну и главная финансовая тайна дорожников состоит в том, что можно «провернуть» дело с ремонтом таким образом, что он будет оплачен три раза. Дело в том, что дорожный объект при определенном сговоре должностных лиц может быть профинансирован в виде целевых программ три раза — на общегосударственном, областном и городском уровне.

Есть еще один финансовый фокус, о котором рассказали дорожники — в договорах на ремонт и содержание дорог одним пунктом идет все: и ливневка, и содержание тротуаров, и ямочный ремонт. Без детализации. Предполагается, что дорожники сами определят какую сумму и куда именно выделять. Они и «выделяют», не забывая о собственном кармане.

В соседних с Одессой городах стоимость дорожного ремонта ниже на 20-30 процентов. И снижение произошло не за счет игнорирования ремонтной технологии, а прежде всего благодаря применению режима настоящей, а не липово-преступной экономии.

В Одессе дороги ремонтируются и в дождь и в снег, чем грубо нарушается технологии. Горячий асфальт на место ремонта перевозят кустарным способом — в самосвалах, а не в специальных термоконтейнерах. Горячая асфальтовая смесь разравнивается рабочими на месте ремонта лопатами и граблями. Срок жизни отремонтированной дороги при таких погодных условиях не превышает двух-трех месяцев.

Транспортная «лапша»

В этом году одесситам вновь предлагают «транспортные сказки». Этим «сказкам» горожане перестали верить потому, что на протяжении последних двух лет городская власть последовательно не исполняет своих же решений по развитию транспортных магистралей Одессы — в первую очередь, окраинных улиц и внутриквартальных проездов

Сегодня в Одессе почти 900 километров дорог. По территории города проходят дороги общегосударственного, областного и местного коммунального значения. Соответственно, существует и три финансовых источника обустройства этих трасс. Соответственно, возможность «изъятия» денег из этих бюджетов увеличивается в три раза. По оценкам экспертов, для капитального ремонта дорожно-уличной сети города необходимо около 8 миллиардов гривен. Таких денег нет и даже в «светлом будущем» не предвидится.

Что же нужно сделать, чтобы Одесса встала на путь к дорожному процветанию?

Во-первых, следует уйти от «дорожного кумовства» и монополии ремонте дорог. Нужна конкуренция предприятий на дорожном рынке.

Во-вторых, необходима концентрация финансовых усилий на локальных участках дорожной сети. Распыление средств, выделяемых на обустройство улиц никогда не приведет к коренному изменению ситуации с качеством дорог.

В-третьих, необходима комплексная программа «Дороги Одессы» на 10, 15, 20 лет? В Одессе сегодня ремонт и строительство транспортных артерий хаотично рассредоточены по различным комплексным программам — «Равенство», «Благоустройство городских окраин» и так далее. Комплексная программа — это «дорожная карта» города на перспективу. Отсутствие такой программы порождает феномен ямочного ремонта — вечного двигателя мотивов для нечистых на руку чиновников.

В-четвертых, за обустройством дорог, как и за сферой ЖКХ, требуется установить жесточайший общественный контроль. Одесситы должны в конце концов понять, что расхищение средств при ремонте дорог — это воровство из их собственного кошелька. n

Дорожный фонд Одессы

С целью создания благоприятных условий по обеспечению безаварийного транспортного движения в городе Одессе, которое напрямую зависит от качества дорог, своевременно проведенного ремонта и реконструкции, Одесским городским советом создается дорожный фонд. Основными источниками его финансирования определены:

  • • акцизный налог на реализацию субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, который зачисляется в бюджет Одессы (150,0 млн. грн.)
  • • транспортный налог (6,3 млн. грн.)
  • • добровольные взносы юридических и физических лиц (в том числе — иностранных), объединений граждан, международных организаций и т.д.
  • • прочие поступления, которые не противоречат законодательству Украины.

156,3 миллиона гривен должны поступить в дорожный фонд Одесского городского совета в 2015 году. Из них на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию дорог и улиц города Одессы будет направлено 121,3 млн. грн., на текущий ремонт — 35,0 млн. грн.

1513 дорог и улиц проходит сегодня по Одессе. Их протяженность составляет 890 километров.

Вячеслав Воронков

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
неземлянин
неземлянин
9 лет назад

был я прошлом десятилетии у вас в командировке. при чем тут союз? тот же французский бульвар ещё ложили при царе горохе, так что все вопросы к нему

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции