В статье «Морской узел», вышедшей в нашей газете месяц назад, шла речь о такой актуальной для морской отрасли проблеме, как принятие Украиной Конвенции Международной организации труда (МОТ) «О труде в морском судоходстве» ( MLC-2006), регулирующей деятельность компаний по найму и трудоустройству моряков. В связи с намерением парламента ратифицировать этот документ, обозначились тенденции к переделу рынка с помощью внесения изменений в устоявшуюся систему лицензирования крюинга.
Как выйти из «бумажных лабиринтов»?
Напомним, в ходе «круглого стола», прошедшего в середине марта в Одессе, крюинговые компании однозначно высказались за ее сохранение и выступили против внесения каких-либо надуманных «корректировок» в лицензионные условия. Тогда же руководство Укрморречинспекции обещало крюингам учесть все их пожелания и рассмотреть конкретные предложения, которые были отправлены в Киев.
15 апреля в Одессе прошла новая встреча, на которой предполагалось принять окончательное решение и выработать «консолидированный документ для передачи в органы исполнительной власти». Основное внимание ее участников было сосредоточено на обсуждении предложенного проекта лицензионных условий, регламентирующих деятельность посреднических компаний по найму и трудоустройству моряков. Он был представлен в виде сравнительной таблицы, в которой в том числе были отмечены «спорные моменты». Они в основном касались пунктов, регулирующих хозяйственную деятельность крюинговых компаний, их взаимоотношений с моряками и иностранными работодателями, а также связанных с необходимостью предоставления различной отчетной документации, созданием электронного банка данных по всем морякам-«подфлажникам».
Последний пункт поможет устранить коррупционную составляющую, считает генеральный директор крюинговой компании V.Ships Ukraine, депутат Одесского горсовета Игорь Сафин.
— Различные журналы регистрации с оригиналом подписи моряка, соглашения, которые мы должны составлять, и другие документы – все это себя изжило, — сказал Игорь Викторович. — Весь мир давно работает в электронном варианте. В нашей практике бывают разные эпизоды. Случается, к примеру, что когда правоохранительные органы, а иногда и сами родственники моряка, обращаются к нам с просьбой установить его местонахождение, то сделать это не сразу удается. Ведь в Украине несколько сотен крюинговых компаний.
Недавно, например, я столкнулся с таким фактом: один из вторых помощников капитана, изменив в документах даты и должности, получил диплом капитана, при этом ни одного дня не работая старпомом. Как оказалось, в Морской инспекции и в службе капитана порта попросту нет процедуры проверки плавательского ценза. Так что электронный реестр моряков (где можно будет узнать, с кем моряк заключал контракт, в какой должности и на каких судах работал) обязательно должен быть.
— На встрече в Одессе мы услышали конкретные предложения, которые помогут упростить и вместе с тем улучшить качество оказываемых морякам посреднических услуг по их трудоустройству на суда иностранных судовладельцев, — поделился начальник отдела по вопросам посредничества и контроля в сфере занятости Госслужбы занятости Минсоцполитики Украины Александр Антонюк. — Было интересно пообщаться с профессионалами, в таком живом диалоге лучше понимаешь принцип действия государственных механизмов, видишь проблемные моменты. Госслужба занятости Минсоцполитики всегда открыта для диалога и готова оказать компаниям необходимую помощь. Предложения, высказанные в ходе «круглого стола» обязательно будут рассмотрены и учтены при принятии окончательного варианта лицензионных условий.
И все же, многие участники «круглого стола» покидали конференц-зал отеля «Черное море» со смешанными чувствами. Такая встреча, как и все предыдущие, конечно, была необходима. Теперь уже точно выяснилось, что Украина ратифицирует MLC-2006. Вопрос в другом: как принятие конвенции отразится на работе посреднических компаний? Как государство будет использовать этот инструмент в диалоге с крюингами?
Дерегуляция или «закручивание гаек»?
— Откровенно говоря, нынешняя встреча оставила двоякие чувства. Очень хорошо, что в ней участвовали работники Минсоцполитики, что государство наконец-то определилось с выбором. Вместе с тем хочется верить, что из проекта новых лицензионных условий все-таки будут изъяты пункты, создающие крюингу помехи, и в целом сохранен отработанный за долгие годы практики вариант, — надеется руководитель компании «Ольвия меритайм», капитан дальнего плавания, эксперт Международной морской организации Александра Сагайдака. — Но вместе с тем у меня и моих коллег остались сомнения в том, что крюингу дадут спокойно работать. Ведь пакет документов по лицензированию состоит из двух частей: самих лицензионных условий и порядка контроля их выполнения. На «круглом столе» все говорили только о первой половине пакета, и ни слова о том, как будет осуществляться контроль. А вопросы контроля выполнения лицензионных условий очень важны для нас. Мы должны четко знать: кто будет контролировать их выполнение, кто будет входить в состав комиссий. Пока эти вопросы остаются без ответа.
Александр Сагайдак также отметил, что нет однозначного решения по пункту, в соответствии с которым партнеры–иностранные судовладельцы должны предоставлять документы о наличии у них судов.
— Мы устали доказывать, что их получение связано с большими трудностями. Даже простая справка со списком своих судов (на которой вроде бы остановились) вызывает много вопросов у иностранных партнеров. Абсурден и пункт, требующий от крюинговой компании подтверждения вида деятельности своего партнера. Такого ни в одной стране мира нет. Получив свидетельство о регистрации, предприятие может заниматься любым, разрешенным законом, видом деятельности. Тут нечего думать и обсуждать, — поясняет Сагайдак.
Ничего кроме смеха и недоумения не могли вызвать и обсуждение вопросов, связанных со страхованием моряков от невыплат зарплаты, а также утверждения о том, что такую страховку можно получить за несколько сотен гривен. Ни одна страховая компания за такие копейки не оформит документ капитану, у которого зарплата 10 тысяч долларов и более. А если и оформит, то вряд ли что-то выплатит при наступлении страхового случая. В Украине попросту нет страховых компаний, которые в состоянии обеспечить такие крупные выплаты.
Словом, общее впечатление таково: нам декларируют видимость дерегуляции бизнеса, а де-факто посредническая деятельность по трудоустройству моряков может стать еще более зарегулированной и взята под жесткий контроль.
Были у участников вопросы и по организации «круглого стола».
Так совпало (а возможно это было сделано намерено?), что официальные письма о проведении общественных слушаний по лицензионным условиям, компании получили в конце рабочего дня накануне праздника Пасхи. Тем самым у них был по сути всего один рабочий день, чтобы ознакомиться с предложениями инициативной группы. Позднее оповещение привело к тому, что на встречу не пришли руководители компаний, которые были на мартовском «круглом столе» в Одессе.
— Все предпринимаемые шаги проводятся под благим предлогом: это, мол, поможет избавиться от «серого» крюинга, — продолжает Александр Иванович. — Но все кончится тем, что в итоге недобросовестные игроки останутся, а большая часть легитимных компаний уйдет в «теневой бизнес». Именно поэтому наша компания ратовала за отмену лицензий вообще, поскольку этот документ ничего, кроме проблем не дает. Включая уйму времени, потерянного на подготовку различных бумаг, участие в «круглых столах», обсуждениях и т.п.
Сегодня уже очевидно, что определенные силы в Украине, используя Конвенцию МLC-2006 и «подправленные» лицензионные условия для крюинга, начнут процесс выдавливания малочисленных посреднических агентств с рынка услуг.
В последнее время особенно активизировались защитники интересов моряков, причем не речников или работников дноуглубительного флота, а именно «подфлажников». В свзяи с этим возникает вопрос: почему тех, кто во что бы то ни стало хочет изменить статус кво на рынке, так волнует судьба украинцев, работающих на судах иностранных судовладельцев? Разве у нас в стране мало людей, которые действительно нуждаются в защите? Неужели «подфлажники» — самые бедные и обделенные? Конечно, проще защищать тех, у кого есть деньги и с кого можно что-то поиметь…
Сейчас, по завершении второго «круглого стола», ситуация с вопросами лицензирования крюинга не только не прояснилась, а, пожалуй, еще больше запуталась. Вопрос остается открытым. На 22 апреля намечено собрание членов Ассоциации «ВОКК» и наверняка будут бурные дебаты.
Таквор Оганесян.