Новости Одессы и Одесской области

Таксисты с большой дороги: Как работают одесские «извозчики»?

Таксисты с большой дороги: Как работают одесские «извозчики»?

Подорожание топлива и нагрянувшее в канун Нового года ненастье спровоцировали резкий рост цен на услуги у практически всех служб такси. Праздничные дни только закрепили повышение цен.

Бензин дороже — проезд дороже

Первое подорожание пришлось на конец осени, тогда повышение на 10-15% перевозчики объяснили ситуацией на рынке горюче-смазочных материалов.

— Это позволило хоть как-то выровнять наши позиции, потому что затраты на бензин выросли еще больше. Вы сами знаете, что по сравнению с весной он подорожал фактически в два раза, — рассказали «Одесской жизни» в одной из служб такси.

Водители настроены более радикально.

— Я в октябре сидел дома две недели, не работал, потому что было выгоднее не работать. Потом служба повысила тариф немного — минимальный заказ с 23 до 27 гривен. Но этого все равно недостаточно, — считает водитель с 10-летним стажем Михаил.

В то же время специалисты уверяют, что повышать тарифы выгодно только водителям, тогда как владельцам фирм это не нужно.

— Фирмы, которые оказывают услуги перевозок пассажиров, на самом деле не являются владельцами автомобилей. По сути, это диспетчерские, которые могут вообще находиться в обычной квартире, затратив средства на связь и компьютеры. Поэтому им повышать тарифы смысла нет. Наоборот, чем дешевле, тем больше клиентов и выше процент дохода, — разъясняет руководитель одесского отделения Профсоюза таксистов Андрей Доценко. — А вот водители, которые либо ездят на личных машинах, либо берут авто в аренду, несут все затраты по горюче-смазочным материалам, амортизации, проблемам с правоохранительными и прочее. Потому они и хотят повышения.

По сугробам — тройной тариф

Когда Одессу засыпало снегом, а общественный транспорт остановился, единственной надеждой для многих горожан стали такси. Тарифы подскочили в 2,5 — 3 раза. Однако и это не спасло ситуацию — на дороги выехали не более трети автомобилей и их попросту не хватало.

– Как только начался снег, у нас стало уменьшаться количество работающих водителей, а количество заказов, наоборот, возросло, – поясняет создатель одной из служб такси Петр Обухов. – Если бы мы не повысили тарифы, то все машины исчезли бы вообще. А так повышение цен помогло удержать часть водителей и хотя бы некоторым клиентам оказать услугу.

В Одесской областной инспекции по вопросам защиты прав потребителей нам пояснили, что тарифы на такси определяются исключительно рынком.

– Повышение цен не является нарушением и не регулируется государством. Но это не значит, что таксопарки не обязаны выполнять правила, – комментирует главный специалист инспекции Раиса Цвык. – Во-первых, диспетчер сразу же после получения заказа должен назвать клиенту стоимость поездки. Во-вторых, обязан сообщить, какой автомобиль будет обслуживать. В третьих, сообщить клиенту, когда машина подъехала. Если какое-либо из этих условий не выполнено, пассажир имеет право подать жалобу. Сначала — в диспетчерскую службу такси, назвав номер машины и фамилию водителя. Если это не поможет, то — в инспекцию.

Сами мы не местные…

Еще одна проблема, которая появилась в последнее время, — это местонахождение диспетчерских служб в других городах, а также появление на улицах Одессы водителей, приехавших в город совсем недавно.

– Я в такси работаю уже почти 14 лет, но такого еще не видел. Пошел работать недавно в новую фирму, а у них диспетчеры сидят в Кривом Роге. И приходят мне СМС с вызовами, в которых указаны такие адреса, что я порой смеюсь, а порой за голову хватаюсь, – поделился с нами своим опытом водитель Алексей Иванович. – Например, приходили вызовы на улицу Фигетскую (по всей видимости, Сегедскую. — Ред.), улицу Кироскольскую (вероятно, Тираспольскую. — Ред.) и даже на поселок Котоцкого (поселок Котовского. — Ред.).

Высказывают недовольство и пассажиры, которые вынуждены объяснять дорогу водителю.

– Сажусь в машину, а мне водитель так и говорит: «Дорогу покажете?». Хорошо, что я ехал по знакомому адресу, а если бы нет? – задается вопросом одессит Иван Михайловский.

В большинстве служб работает автоматическая система распределения заказов по водителям.

– Диспетчеры не знают, какую машину выберет система, и не смогут предупредить клиентов, местный водитель их повезет или нет. Более того, у нас 75% заказов поступает по интернету, минуя диспетчеров, — уверяет Петр Обухов.

Иностранцам — втридорога

Не секрет, что самые привлекательные места для поиска богатых клиентов в Одессе — это вокзалы, аэропорт, Аркадия, дорогие отели.

— Там — настоящая мафия. Они просят с иностранцев бешеные деньги, за несколько километров могут запросто взять в десять раз дороже обычного. Глаз у таксистов наметанный. Например, они вмиг определяют иностранного жениха с нашей девушкой и стараются таких не брать, девушку же не обманешь. Но пробиться в это сообщество непросто, попробуй остановиться возле аэропорта — машину побьют, и тебя заодно, — рассказал нам таксист Алексей Иванович.

А вот руководитель профсоюза Андрей Доценко уверен, что избавиться от «кастрюльщиков» по силам местным властям.

– В Украине таксисты обязаны работать по лицензии. В Одессе таких — минимум. Если лицензии нет, то работать нельзя, тем более стоять на стоянках. Их же легко поймать. Они обманывают иностранцев, портят имидж Одессы. Но этим никто не занимается. Более того, в этой сфере работают так называемые диспетчерские — тоже нелегальные, которым за каждую поездку водитель платит около 30% заработка. Уверен, эти схемы «крышуют» правоохранительные органы, — считает Доценко. И поясняет, что работать без лицензий таксистов вынуждает тотальная коррупция в чиновничьей среде. – Смысл платить больше 8 тысяч гривен за лицензию и несколько сотен гривен налогов ежемесячно, если можно и не платить? Ведь никто не наказывает.

Тарифы снизят после праздников

Несмотря на взлет цен на новогодние праздники, службы такси заверили нас, что со второй половины января тарифы вернутся в прежнее русло. А вот повышение тарифов в часы пик, похоже, уже становится нормой для одесских таксистов. Они поясняют это тем, что во время простоя в пробках расходы бензина увеличиваются. В профсоюзе таксистов говорят, что проблем было бы меньше, если бы одесские водители не боялись пользоваться таксометрами.

– Они их не ставят, чтобы их не поймали, ведь у нас большинство водителей — нелегалы. В любой момент на вопрос проверяющих они скажут, что подвозят знакомого. А будет таксометр — станет все понятно, — пояснил Андрей Доценко. – Зато с таксометром вопросов у пассажира не возникнет по поводу тарифа. Кстати, современные приборы невозможно обмануть и настроить их неправильно, они работают через спутниковую связь, влиять на показатели водитель не может.

Памятка пассажиру

Количество пассажиров в автомобиле такси не должно превышать пассажировместимость.
Расчет должен проходить только после окончания поездки. Если пассажир пожелает, то ему должен быть выдан чек.

Подсаживать пассажиров по ходу движения можно лишь с вашего разрешения. При этом сумма, подлежащая уплате каждым из них, рассчитывается путем деления общей суммы стоимости проезда на количество пассажиров пропорционально расстоянию поездки каждого.

Если такси простаивает по вине водителя, то пассажир это время не оплачивает.
В салоне такси можно перевозить багаж, который не портит салон и не мешают водителю управлять авто.

В багажнике перевозится груз, вес которого не превышает предусмотренный технической характеристикой машины. Ответственность за утерю и порчу багажа несет водитель такси.

Ольга РАЙЧЕВА

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
недавно было
недавно было
9 лет назад

Спасиба, шо напомнили о наших, пассажирах,правах. Заработать же вовремя на несчастьях других — это черта не только украинцев, но и других «обиженных» «нациях». Самые продвинутые из них обычно жалуются на шо-хошь.

ВЧЕРА!
ВЧЕРА!
9 лет назад

Варфоломеич достал из записной книжечки две газетных вырезки и, не выпуская их из рук,
стал читать:
— Вот, извольте посмотреть, по порядку. Вы писали, значит: «Умоляю… ушел из дому товарищ
Бендер… зеленый костюм, желтые ботинки, голубой жилет»… Правильно ведь? Это «Старгородская
правда», значит. А вот что пишут про сыночка вашего в столичных газетах. Вот… «Попал под
лошадь»… Да вы не убивайтесь, мадамочка, дальше слушайте… «Попал под лошадь»… Да жив,
жив! Говорю вам, жив. Нешто б я за покойника деньги брал бы?.. Так вот. «Попал под лошадь.
Вчера на площади Свердлова попал под лошадь извозчика № 8974 гражданин О. Бендер.
Пострадавший отделался легким испугом»… Так вот, эти документики я вам предоставлю, а вы
мне денежки вперед. У меня уж такое правило.
Вдова с плачем отдала деньги. Муж, ее милый муж в желтых ботинках лежал на далекой
московской земле, и огнедышащая извозчичья лошадь била копытом в его голубую гарусную
грудь.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции