Вот уже два месяца как в Одессе начался Генпротест – борьба общественников с нарушениями законодательства в строительной сфере. Главной «мишенью» стал дельфинарий «Немо» и его соучредитель Андрей Кисловский, решивший благоустроить «Ланжерон» проездами, парковками и, как говорят, еще одной гостиницей. И тут оказалось, что многим одесситам инициатива Кисловского нравится, а деятельность общественников – нет. Борьба между «правильным» и «хорошим» со страниц романов перекочевала на кухни и превратилась в одесские разборки.
Невероятно правы…
Позиция общественников проста и понятна. В стране есть законы, которые нужно соблюдать. Поэтому когда строительство и реконструкция называются благоустройством и ведутся на запрещенной для этого территории, да еще и без необходимых согласований и обсуждений – это неправильно.
Но точно так же понятна позиция одесситов, которые «за красоту на Ланжероне». Люди путешествуют по миру и видят, что во многих городах есть удобные места для отдыха и развлечений у моря и что к этим местам можно нормально подъехать на машине. Также люди не могут не видеть, в каком отвратительном состоянии находятся склоны на Ланжероне и в Отраде. И когда кто-то под каким-то непонятным предлогом (а законодательство — штука сложная и пока не слишком уважаемая) хочет помешать «наведению красоты» — люди против.
– Мы заслуживаем, чтобы наши парки и пляжи были ухоженными и безопасными. Мы хотим, чтобы в Одессу с удовольствием приезжали туристы, – говорят они.
Народ разделился на разные лагери и обвиняет друг друга в продажности. Сторонников «Генпротеста» сильно раздражает позиция людей, которые, по их мнению, оправдывают коррупцию. Противников — то, что общественники якобы взяли на себя право говорить от лица всех одесситов.
…и очень убедительны
Достаточно только заговорить про «Ланжерон», и оказывается, что поводов для «раздрая» бесчисленное множество. Взять, например, вопрос о строительстве стоянки. Кисловский готов разместить у дельфинария сотни машин, а «Генпротест» настаивает на том, чтобы парковались только инвалиды.
– Машину нужно оставлять за аркой Ланжерона, а дальше топать 200 метров ножками. Проезжать должны только машины инвалидов опорно-двигательного аппарата, — говорит лидер одесского «Демальянса» Алексей Черный. – Электромобили пусть тоже проезжают, но 423 автомобильных места делают не для них, а для людей, которые считают себя хозяевами жизни. Я их терплю повсюду в городе. Могут они оставить нам хоть парки для того чтобы дышать?
Еще один представитель «Генпротеста» Наталья Петропавловская говорит, что возможна даже парковка на третьей террасе склонов, как это сделано в Отраде. Но вот припляжная зона, по мнению общественницы, должна быть свободна от транспорта.
– Я за паркинг двумя руками — возражает мать троих детей Татьяна Почтенных. – Даже мне жарким летним днем подниматься вверх тяжело. Я уже не говорю о том, что до ближайшей остановки общественного транспорта на Успенской нужно идти километр.
– Пусть уже будет нормальная стоянка, – поддерживает Татьяну моряк Павел Лемех. – В последние годы на Ланжероне очень неудобно ходить из-за того, что машины паркуются и ездят кое-как. Давно пора навести порядок.
В то время как активисты «Генпротеста» выступают за сохранение склонов и Трассы здоровья свободными от застройки (что не исключает их благоустройства), хозяйка апартаментов на Лидерсовском бульваре Елена Пименова утверждает, что нужно в первую очередь думать о комфорте для туристов.
– Недавно у меня останавливалась большая семья из Львова, которая уже гостила летом. Они в восторге от дельфинария и новой набережной Ланжерона. Перемены, которые произошли, тоже пришлись им по душе. Если идти дальше — то до Аркадии заслуживают внимания только несколько платных пляжей и идти к ним лучше по Трассе здоровья. Склоны в ужасном состоянии и отпугивают иногородних, – считает предпринимательница.
Виноваты устаревшие законы?
В то время, как активисты «Генпротеста» делают ставку на закон, их оппоненты считают, что украинские нормы устарели и не отвечают современным требованиям.
– Собственно, многие законы, на которые ссылаются общественники, а также строительные нормы были приняты еще в 80-х годах при совершенно другом общественном строе. Сегодня по ним не возможно работать, но чиновникам такая ситуация выгодна. Чтобы ты не хотел сделать — должен дать взятку, – рассуждает юрист Аркадий Селезнев.
Необходимость перемен констатирует и советник одесского губернатора Зоя Казанжи.
– В стране страшное множество разрешительных документов. Это кладезь для коррупции, – говорит она. – Даже для того, чтобы спасти Куяльник, пришлось нарушить некоторые процедуры. Но, поскольку дело было важным, те же общественники отнеслись к ситуации нормально.
– Мы тоже понимаем, что с законодательством в Украине сложилась такая ситуация, когда невозможно что-либо сделать, не нарушив правил. Это делалось годами, причем специально, – соглашается сторонник «Генпротеста» Михаил Денисенко. – Однако это не означает, что нужно закрывать глаза на действия бизнесменов вроде Андрея Кисловского и Кивана Аднана, которые нарушают десятки положений и нормативов. Если мы позволим это, то где гарантия, что какой-нибудь бизнесмен при содействии чиновников не захочет поставить паркинг прямо под вашими окнами или соорудить у вас во дворе очередную высотку? – разводит руками активист.
Ситуация с городской застройкой в Одессе действительно зашла слишком далеко. Очевидно, что и сторонники «Генпротеста» и их оппоненты говорят много правильных вещей, по-своему любят город и по-своему представляют комфортное проживание в нем. Это означает, что сторонам нужно искать выход за круглыми столами и на экспертных советах. Итогами их работы могут стать новые, прозрачные и выполнимые правила строительной деятельности, которые в той или иной степени удовлетворят всех горожан.
Михаил МЕЙЗЕРСКИЙ
Всё проблема в том, что Труханов недорого попытался прикрыть Кисловского (за какие-то другие «благоустройства») и говорит, что это не стройка, а благоустройство. А благоустройство — это урна или скамейка. А что за внебюджетный фонд? Кто финансирует, что получает взамен? И «Сначала построим — потом будем обсуждать». Это нормальный диалог? А вы попробуйте балкон пристроить, полгода будете документы собирать и всё равно не разрешат. А тут — хочешь гостиницу у моря — пожалуйста. Хочешь парковочку — пожалуйста.
Эти общественники, которые прикрываются законам, кучка мудаков. Кого волнует эта бюрократия, когда по факту все было сделано на высшем уровне. Нормальный заезд к пляжу, с цивилизованной парковкой, пешеходную зону увеличили, фонтаны невероятно красивые, прям как не у нас, лавочки, пальмы, нормальные туалеты…Даже какая-то гордость прибирала. И вместо спасибо, одни гавканья и палки в колеса, тем кто вложил в это бабки и подарил городу.
Вот эти лужицы — невероятно красивые фонтаны? Пальмы в Одессе? Вы считаете это нормальным? Вы точно одесситка???