Возвращаясь домой, жители многоэтажек, по привычке, на минуту задерживаются внизу – забрать почту. Газеты и журналы, торчащие из ячеек в подъездах, – привычная картинка. Настолько, что вряд ли жильцы многоквартирных домов задумываются: кто отвечает за подъездные почтовые ящики, их эксплуатацию и безопасность? А если и задаются таким вопросом, то ответа все равно не знают.
Кому чинить?
Ящики для почты в большинстве одесских домов представляют собой ужасное зрелище — они перекошены, вырваны замки и дверцы. Неудивительно, что почта зачастую теряется. Не получив долгожданного письма или почтового перевода, одесситы начинают выяснять, куда они подевались. Первый визит в местное почтовое отделение. На вопрос «Куда делась моя почта и кто отремонтирует почтовый ящик?» они получают ответ: «Почтовые отделения не занимаются ремонтом ящиков». И рекомендуют обратиться в ЖЭК. Коммунальщики, выслушав претензию, советуют обратиться в почтовое отделение, мол, там обязаны заниматься ремонтом.
Кто прав? Однозначно правы связисты! В Законе Украины «О почтовой связи» четко сказано, что
«приобретение, установка и содержание в надлежащем состоянии абонентских почтовых шкафов (абонентских почтовых ящиков) осуществляются владельцами жилых и административных зданий». То есть, за техническим состоянием и ремонтом почтовых ящиков обязаны следить собственники жилых или административных зданий — Одесский городской совет, ОСМД, предприятия, вузы, школы и т.д.
На самом деле в подъездах установлены не ящики, а абонентские почтовые шкафы с абонентскими почтовыми ящиками. Но почтовый шкаф, хоть и является простым по конструкции, все равно требует и специальных запасных частей, и замков. Специалистов по их ремонту недостаточно. Не из Киева же их вызывать!..
Впрочем, вопрос ремонта законодательно урегулирован следующим образом: Одесская дирекция госпредприятия «Укрпочта» в соответствии с «Инструкцией по техническому содержанию и развитию почтового абонентского хозяйства», может выполнить работы по замене, ремонту и покраске абонентских почтовых шкафов за счет собственников домов на основании составленных договоров.
За последние 20 лет в бюджете Одессы не выделено ни одной копейки для ремонта и сохранения почтовых ящиков. Все эти заботы ложатся на плечи потребителя. Более того, чтобы заменить дверцу шкафа, придется обращаться на завод-изготовитель, так как на складах Одесской дирекции «Укрпочты» необходимых деталей для ремонта нет.
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ ДИСЛОКАЦИЮ?
Недавно в редакцию «Одесской жизни» обратилась молодая мама с просьбой разъяснить, каким образом можно перевесить почтовый ящики, которые мешают свободному проходу женщины с ребенком на руках.
Коммунальные организации отвечают за безопасность жильцов подконтрольных им домов. Именно коммунальщики, как бы они того ни хотели, не могут снять с себя обязанностей, возложенных на них законом. В описанной ситуации почтовые ящики не соответствуют требованиям безопасности. Поэтому есть два выхода из сложившейся ситуации:
– написать коллективное заявление жильцов дома в ЖЭК с просьбой перевесить почтовый шкаф;
– перевесить почтовый шкаф своими силами.
Работу и в том, и в другом случае придется оплачивать самостоятельно.
Ситуация, о которой мы рассказали, могла бы и не возникнуть, если бы в процесс определения места дислокации абонентских шкафов происходил при участии представителей Одесской дирекции «Укрпочты». Заместитель директора одесского филиала «Укрпочты» Сергей Блащицкий рассказал, что еще 10 лет назад в составе госкомиссий по приемке в эксплуатацию построенных жилых объектов обязательно присутствовали представители почтового ведомства. Сегодня их нет — их просто исключили из состава комиссий. Почему? Из-за принципиальной позиции, занятой почтовиками, которые требовали, чтобы расположение абонентских шкафов соответствовало требованиям закона.
ВОПРОС — ОТВЕТ
Вопрос 1. Можно ли повесить почтовый ящик на верхних этажах на двери квартиры?
Ответ. Нельзя. Закон Украины «О почтовой связи» предусматривает, что абонентские почтовые шкафы должны устанавливаться между первым и вторым этажом
Вопрос 2. Разрешается ли получать через почтовый ящик бандероль или заказное письмо?
Ответ. Не разрешается. Абонентский почтовый ящик можно использовать только для доставки:
— простых почтовых отправлений;
— сообщений о поступлении почтовых отправлений, которые подлежат выдаче в объекте почтовой связи, почтовых переводов;
— повторных сообщений о поступлении заказных почтовых отправлений;
— периодических печатных изданий.
Вопрос 3. Почтовый ящик отсутствует. Как должна поступать почта?
Ответ. Оператор почтовой связи обязан письменно сообщить пользователя услуг почтовой связи о своем отказе от доставки адресованных ему почтовых отправлений. В письме должна быть указана причина. В числе таких причин может быть отсутствие (или неисправность) почтового ящика.
КАК ДОБИТЬСЯ РЕМОНТА ПОЧТОВОГО ЯЩИКА?
Если в вашем подъезде почтовые ящики пришли в негодность, необходимо:
- 1. Составить Акт о непредоставлении коммунальных услуг.
- 2. Потребовать перерасчета платы от ЖЭКа за минусом стоимости установки абонентских почтовых шкафов.
- 3. В случае отказа ЖЭКа выполнить ваши требования обращайтесь в суд с исковым требованием о проведении перерасчета за непредоставленные услуги ЖКХ.
«Оператор почтовой связи обязан письменно сообщить пользователя услуг почтовой связи о своем отказе от доставки адресованных ему почтовых отправлений. В письме должна быть указана причина. В числе таких причин может быть отсутствие (или неисправность) почтового ящика.» И бросить его в отсутствующий почтовый ящик. Ага.