Не буду скрывать, мой опыт покупки товаров в магазинах (в первую очередь, продуктов) невелик. Иногда мне приходится бывать в магазинах и делать покупки по «списку жены». И почти каждый поход в ближайший супермаркет оборачивается разочарованием и негодованием в адрес работников меня обманувших, обвесивших, обсчитавших. В аналогичной ситуации оказываются десятки тысяч одесситов, не подозревающих об изощренной системе надувательства, процветающих в магазинах города и буквально обогащающей тех, кто создал ее и активно пользуется, делая из людей лохов.
Проверяйте чеки не отходя от кассы
Попытки обмана покупателей предпринимают и продавцы, и производители товаров. Проблема стала настолько массовой и приносящей ущерб экономической безопасности государства, что инспекции по защите прав потребителей не остаются без работы. Сегодня уже можно четко определить основные методы технологии обмана как продавцами, так и производителями товаров.
Многие покупатели уже хорошо изучили все ухищрения продавцов. Но процесс, тем не менее продолжается. И чаще всего люди жалуются на просроченные продукты. Практически в каждом магазине пытаются сбыть товары с истекшим сроком годности. При наличии чека восстановить справедливость легко.
В супермаркетах контроль жестче, чем на рынках, но по-прежнему процветает мошенничество, например, обвинение покупателей в воровстве. Для этого, правда, необходим сговор между кассиром и охранником. Кассир специально не проводит по кассе 1—2 единицы дорогого, а затем покупателя останавливает охрана и просит сверить чек с покупками. Далее жертву обвиняют в хищении, заводят в подсобку и ставят перед выбором: либо — вызов милиции, либо — оплата «штрафа». Тут главное — не нервничать: по закону в том, что неоплаченный товар оказался в тележке, виноват кассир, а не покупатель, если он, конечно, не спрятал покупку, а выложил его на кассе.
В ответ на претензии охранников оставайтесь на месте, а не идите с ними в подсобку, где с вами могут сделать все что угодно, даже подбросить товар в карман или сумку! Требуйте вызвать милицию непосредственно у кассы. И помните: охрана не имеет права применять силу, обыскивать вас и ваши вещи. Ведите себя решительно! После этого вы либо заплатите за покупку, либо вернете ее продавцу.
Престижный обман
В престижном магазине покупатель рискует быть обманутым ничуть не меньше, чем на обычном рынке. В арсенале недобросовестных продавцов как традиционные – базарные – методы, так и высокотехнологичный обман.
Обсчет существует столько, сколько существует торговля. В последнее время сфера его применения сузилась – все больше появляется магазинов, где кассир не «выбивает» чеки, а пользуется сканером, считывающим штрих-коды. Там же, куда современные торговые технологии еще не дошли, дважды два по-прежнему получается восемь.
Обнаружить, что вас обсчитали, нетрудно, когда корзина не слишком тяжела. Супермаркет отличается от булочной тем, что если уж человек туда пришел, то он «отоваривается» от души, на полную тележку. И в продвинутых супермаркетах нередко практикуется такой вид обсчета, как «лишняя покупка». Никакой штрих-код не поможет, если, скажем, вместо пяти бутылок пива вам пробивают семь. Чаще всего это происходит тогда, когда через сканер проходит не каждая покупка одного наименования, а одна с последующим умножением.
Обман при расчете с покупателем – это чистое мошенничество, которое наиболее чувствительно действует на покупателя. Здесь имеется много способов и методик мошенничества: от одновременного обслуживания второго покупателя вместе с вами до выдачи сдачи мелкими купюрами.
Обман за счет продажи товара с истекшим сроком хранения обычно применяется при продаже скоропортящихся товаров (мясо, молоко, рыба, полуфабрикаты и т.п.). Сюда же можно отнести продукты, которые хранились не при оптимальных температурных режимах. Для реализации подобных товаров исправляют (заклеивают новым чеком) сведения о сроке годности товара, переупаковывают в другую потребительскую тару и ставят новую дату.
Что в обманном арсенала продавцов?
1. Недовес или недолив товара;
2. Обсчет покупателя в пределах одной валюты;
3. Обсчет покупателя при преднамеренно неправильном переводе курса одной валюты в другую;
4. Подмена одного товара другим;
5. Замена определенной части товара другим, менее ценным;
6. Подделка информации о качестве реализуемого товара.
Производители товаров, пытаются обмануть покупателей такими способами:
1. Недовес или недолив товара в потребительскую упаковку или в изделие;
2. Замена определенной части товара другим, менее ценным;
3. Подделка натурального продукта другим, менее ценным;
4. Подделка натурального продукта за счет применения ароматизаторов и/или красителей;
5. Замена ингредиентов, предусмотренных рецептурой, другими, менее ценными;
6. Введение консервантов, антибиотиков, антиокислителей для продления срока хранения товара не предусмотренных стандартами;
7. Не точное нанесение кодировки товара, данных о производителе и его реквизитах.
Как защититься против обсчета и обвеса?
Заходя в магазин за покупкой, будьте внимательны и бдительны. Помните, на переднем плане выставляют товар с истекающим сроком годности, свежий прячут в глубине полок.
Ценники и сроки годности. Просто, надо смотреть на дату выпуска, выбирать товар не в первом ряду, а в глубине. Хлеб нужно брать не с ближайшего стеллажа, а с самого дальнего.
Будьте внимательны – часто «ловкачи-маркетологи» под товаром располагают ценник от такого же товара, но меньшего веса или объема (например, на полке стоят бутылки пива объемом 0,5 л, а ценник – для бутылок 0,33 л, которые расположены рядом).
Что делать? Обращать внимание на информацию на ценнике. Не поверите, но усушка и утруска в продовольственном магазине абсолютно реальные вещи. Палка копченой колбасы, провисевшая в торговом зале 2-3 дня, теряет в весе 20-30 г – это значит, что покупатель переплачивает 1-3 гривни на палке, в зависимости от цены
Недовесы. Необходимо взвешивать товар на контрольных весах. Если вес существенно меньше, чем указанный на ценнике, попросить продавца перевесить. Обычно продавцы беспрекословно подчиняются просьбе, а если вам откажут – требуйте вызвать администратора.
Часто продавцы не вычитают вес поддона и упаковочной пленки расфасованных товаров – в итоге покупатель получает продукта на 5-10 г меньше.
Что делать? Доказать свою правоту намного сложнее, чем в предыдущем случае, но также можно требовать перевесить товар, вычтя вес упаковки.
К примеру, замороженные продукты, особенно морепродукты, продаются «в глазури» из льда, после разморозки товар теряет от 20% веса.
Скидки и акции. Не надо вестись на якобы низкую цену и покупать такую же рыбу без «глазури». Это все равно выгоднее, чем более дешевая рыба, но во льду. Любителям различных акций надо знать, что часто устраиваются. псевдоакции: товар со скидкой, «два по цене одного», «три по цене двух». Нередко скидка символическая, а срок годности дешевого товара подходит к концу.
Что делать? Посмотреть, когда истекает срок годности товара и решить, успеете ли вы съесть, например, три шоколадки, которые спустя три дня окажутся просроченными.
Советуем
• Перед походом в супермаркет составьте список необходимых товаров, и приплюсуйте к нему пунктик «для души», на который отведите конкретную сумму.
• Даже если пришли только за бутылкой пива, возьмите корзину, чтобы случайно не сунуть пакетик с рыбой в карман.
• Перед тем, как подойти к кассе, хотя бы приблизительно посчитайте стоимость выбранного товара. Ведь чек вам дают после рассчета, и кассир сразу начинает считать покупки следующего покупателя. Этот момент даже чисто психологически далеко не лучший для выявления обмана. Наилучший момент для предъявления претензий – когда кассир называет стоимость товаров, которая значительно отличается от ваших подсчетов. И не спешите платить деньги. В худшем случае вы можете просто отказаться от товара, оставить его на кассе и покинуть магазин.
• Даже если вам уже выбили чек, а общая сумма начинает казаться несколько завышенной, не отходя со своей тележкой далеко от кассы, начните перечитывать чек и сверять с тем, что лежит перед вами. При появлении сомнений требуйте сравнения с ценником. Обращайте внимание на наличие знака умножения.
• Всегда берите чек, даже если нет возможности сразу его проверить. В любом случае сохраняйте чек до выхода из магазина.
• Не забывайте внимательно смотреть на монитор кассы (если нет монитора покупателя, то и монитор продавца, обычно, прекрасно виден покупателю). Обратите внимание на то, чтобы перед подсчетом вашего товара на мониторе должен высвечиваться «ноль».