На этот раз в нашей постоянной рубрике мы поговорим об исчезнувшем с карты Одессы бывшем мощном военном предприятии БАМ. Это предприятие располагалось на улице Толбухина, 135, но при этом никогда не значилось ни в одном одесском путеводителе…
Вместо предприятия — два супермаркета
Название БАМ №4743 воинской части №20261 — не на слуху у одесситов, и знают о нем лишь те, кто живет поблизости. Теперь по этому адресу вы увидите два строительных супермаркета под названием «МегаДом». Один из них построен лет пять-шесть назад, второй открылся в этом году.
— Аббревиатура БАМ расшифровывается просто – база автомашин. Но она была, так сказать, структурным подразделением воинской части №20261 Одесского военного округа и собственностью Министерства обороны СССР, — сказала Любовь Музыка, проживающая с 1957 года в доме, за стеной которого и была эта база. — С нее после войны началось развитие микрорайона от площади Толбухина до Третьей станции Люстдорфской дороги. Раньше здесь был пустырь.
По словам старожилов, огромная территория, принадлежавшая строительному батальону, состояла из двух частей: базы с автомобильным транспортом большой грузоподъемности (БАМ) и ремонтно-монтажного управления, где ремонтировались грузовики и подъемные краны любых модификаций. Там работали офицеры, солдаты срочной службы и гражданские лица. Предприятие занималось жилищным строительством вдоль Люстдорфской дороги и улицы Комарова. Одно- и двухэтажные дома на четыре и более квартир, школа №33 и пятиэтажные дома (от площади Толбухина до 3-й станции Люстдорфской дороги) – результат труда военных строителей БАМа.
— База была всесоюзного значения и обслуживала строительные объекты в Украине и за ее пределами. Шоферы находились в длительных командировках, — рассказывает житель микрорайона Николай Чумаченко.
По словам местных жителей, после распада Союза оборудование предприятия распродали, а территорию долгое время занимал рынок. Здесь торговали всем — от строительных материалов до пищевых продуктов. Лет восемь назад он пришел в упадок, а затем на его месте (на том месте, где было ремонтно-монтажное управление) началось строительство первого «МегаДома». Строительство второго супермаркета завершено в этом году на месте бывшего БАМа.
Шалимовка: люди живут на чужих костях
– После войны командиром строительного батальона был полковник Шалимов, — рассказывает Николай Чумаченко. — Он построил военный городок (44 дома) для военнослужащих, работавших на БАМе. Мой отец служил в этой воинской части военным врачом. В 1957 году он получил одноэтажный дом, в котором я с семьей живу пятьдесят шесть лет. Весь городок по Люстдорфской дороге, 27, называется Шалимовкой.
По словам моего собеседника, номер 27 – общий для всего городка. Затем в адресе следует писать номер дома, а только потом — номер квартиры. Если для сокращения используются дроби, то происходит путаница, и письма теряются.
— Автобаза и воинская часть были одним целым, — рассказывает жительница Шалимовки Любовь Музыка. — Военстрой вел крупное строительство двух- и пятиэтажных домов на четной стороне Люстдорфской дороги. Строили пятиэтажки на улице Спортивной, и на 5-й станции Большого Фонтана. Всего полковник Шалимов построил в Одессе 55 домов. Я это знаю, так как мой муж, отслужив срочную службу, остался работать бригадиром-монтажником.
Военный городок Шалимовка тянется от площади Толбухина к теперь уже бывшей гражданской радиостанции на 3-й станции Люстдорфской дороги. На территории городка – два мемориальных памятника жертвам фашизма. Один — расстрелянным и сожженным евреям в 1941-1944 годах. Второй – защитникам Одессы от иудейских и православных потомков. Памятники поставлены не случайно. В годы войны на этом месте стояли печально известные пороховые и хозяйственные склады, в которых фашисты казнили несколько десятков тысяч советских людей.
— При малейших земляных работах мы натыкаемся на человеческие кости, — утверждает житель городка. – Нехорошо это, что живем на чьих-то костях. В 1961 году по ту сторону дороги, на четной стороне Люстдорфской дороги при прокладке теплотрассы обнаружили массовое захоронение людей.
В городке «до памятников» получали квартиры те, кто служил на БАМе, а «после памятников» — военные летчики, служившие на Школьном аэродроме.
Люди опасаются появления инвестора…
Итак, от БАМа осталось разве что его ведомственное жилье – военный городок, который передан в коммунальную собственность города и обслуживается ЖКСом «Вузовский». Его ближайшие гражданские соседи на 3-й станции Люстдорфской дороги — радиостанция и автопарк 15065 — тоже прекратили свое существование. На территории радиостанции стоит недостроенное высотное здание. Автопарк же, тридцать лет развозивший в три смены продукты питания по магазинам города, теперь пустует. Там, где ранее размещалось 600 грузовых и легковых машин, теперь красуется котлован и два бездействующих башенных крана. Планируемое строительство и не начиналось.
— В автопарке работало до 1200 человек, — вспоминает электромонтажник Георгий, проработавший там все 30 лет — со дня открытия до дня закрытия. – Возили молоко разливное и бутылочное, хлеб и всевозможные продукты. Шоферы передавали машины сменщикам, что называется, на ходу. Опоздать было нельзя. Потом автопарк приватизировали, а людей разогнали…
Что теперь ожидает Шалимовку? Большая часть домов приватизирована, но люди все равно опасаются появления инвестора, которому может приглянуться дорогостоящая земля. Намерения, выкупить ее целиком уже были, и тогда люди выходили с протестом. То ли мемориальные комплексы остановили толстосумов, то ли что-то другое — жителям неизвестно. Но менять место жительства они не хотят.
Прочитал о т.н. «Шалимовке»: участке Люстдорфской дороги от пл.Толбухина до 3 ст.Люст.дороги и до селения Чубаевка, частично Димитровка.
История возникновения и недавняя история, современные реалии и будни этих мест.
Весьма интересно излагается, прелюбопытно!