Наша газета продолжает рассказывать о бывших крупных предприятиях Одессы и о том, в каком состоянии они находятся сегодня. О здании Одесского холодильника, литейном заводе «Центролит» и пивзаводе «Гамбринус» мы уже говорили. На очереди — завод «Промсвязь», расположенный на улице Комарова, 10.
Завод имени Владимира Комарова
На троллейбусных маршрутах №№7, 11 и 12 на улице Комарова есть остановка, которая называется «Завод «Промсвязь». Напротив остановки – трехэтажное длинное серое здание с таким же названием на крыше. Оно и все, что находится за ним, когда-то было заводом. Несколько лет тому назад он прекратил выпускать продукцию и закрылся. Уличные «художники» — любители техники граффити — от души разрисовали стену на высоту человеческого роста. Окна в здании выглядят мрачно: разбитые стекла закрыты фанерой, но кое-где они заменены металлопластиковыми. Это арендаторы помещений обживаются на новом месте.
Если смотреть со стороны улицы Комарова, то правая часть здания отдана под спортивные секции и тренажерный зал. Рядом – магазин торговой и бытовой техники. На правом углу здания висит портрет летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова. Завод носил его имя. Только вот как правильно: «носил» или «носит», сказать затруднительно. Тут и запутаться не долго.
У завода свои загадки
— Числится это здание и прилегающая к нему территория как ОАО «Завод им. В.М. Комарова «Промсвязь». Директор прежний, только вот самого завода нет, — объясняет мне старожил микрорайона Георгий. — Еще на заводе есть бухгалтер, кассир, секретарь, охрана. Предприятие является частной собственностью и платит налоги за счет того, что сдает помещения в аренду под офисы. Зайдите на проходную, там вам все расскажут.
Сворачиваю за угол, и вижу сверкающую новизной проходную. Никакого сравнения с тем, что можно увидеть со стороны улицы Комарова. Тут раздвижные ворота с дистанционным управлением, въезжающий и выезжающий грузовой транспорт, камеры видеонаблюдения и охранники в форме.
Объясняю цель своего визита, и охранник по телефону связывается с дирекцией. Там вначале мне предлагают ждать звонка, но затем отвечают отказом. По словам охранника, директор с прессой встречаться не желает. А жаль, рассказывать о заводе, не поговорив с директором, – дело непростое. Кстати, по словам жителей ближайших жилых домов, до приватизации на заводе в три смены работало полторы тысячи человек. В марте 1995 года завод стал открытым акционерным обществом с коллективной формой собственности без доли государственного имущества, и в его штате тогда работало 137 человек.
Немного из прошлого
Известно, что завод выпускал измерительную аппаратуру для телефонии, телеграфии, а также трассопоисковую аппаратуру, обеспечивающую поиск неисправностей на подземных кабелях связи и аппаратуру для временного телеграфного уплотнения. Аппаратура использовалась на предприятиях связи стран СНГ, которые являлись ее потребителями.
Зная, что завод «Промсвязь» когда-то сотрудничал с государственным предприятием «Одесский научно-исследовательский институт связи» (ул. Бунина, 23), обращаюсь туда, чтобы узнать подробнее о прошлом завода.
— У завода «Промсвязь» была хорошая история, — сказал мне заместитель директора по научной работе государственного предприятия «Одесский научно-исследовательский институт связи» Владимир Петров. – Сразу после войны, в 1944 году на улице Бунина, 33 было организовано конструкторское бюро и мастерские. Со временем мастерские превратились в завод, но его мощностей не хватало.
По решению министерства связи СССР в 1964-1965 годах на улице Комарова, 10 построили новый завод «Промсвязь». Это было серьезное предприятие, с площадью свыше 40 тысяч квадратных метров. Работал он на Министерство связи СССР и на космонавтику.
— На заводе изготавливались тренажеры для космонавтов. В связи с этим там бывали космонавты Владимир Комаров и другие. Так что завод внес свою скромную лепту в развитие космонавтики, и совсем не случайно носит имя Владимира Комарова, — поясняет Владимир Петров. — Что касается сотрудничества нашего института с заводом «Промсвязь», то нельзя сказать, что это был большой объем. По нашим разработкам завод выпускал два вида приборов для измерения параметров кабеля. Один из приборов выпускался несколько лет, объем промышленной партии был шесть тысяч экземпляров.
Были также изготовлены три опытных образца системы для автоматизации метрологических работ в области связи. В 1968 году по решению Министерства связи СССР была проведена большая совместная работа по внедрению многоканальных систем передачи связи – ИКМ- 12С — аппаратура с импульсно- кодовой модуляцией с 12 каналами связи. На тот момент это были современные технологии. Завод выпустил 50 таких систем.
— Совместно с разработчиками московского центрального НИИ связи мы создавали на заводе «Промсвязь» научную лабораторию для производства оборудования для сельских сетей связи. Так в 1969 году в ряде населенных пунктов, в том числе в селе Курортное вблизи города Белгород-Днестровский появилась улучшенная телефонная связь. В некоторых пунктах она появилась впервые. На этом наше сотрудничество с этим заводом по системам передачи связи прекратилось. Какие на то были причины, неизвестно, но явно не технические, — завершил свой рассказ Владимир Петров.
Точка невозврата пройдена…
— Почему когда-то завод работал в три смены? – спросила я заместителя директора Одесского НИИ связи Владимира Петрова. — Разве того требовали какие-то непрерывные процессы?
— Нет, непрерывных процессов не было, но был спрос на продукцию, — ответил он. — С распадом Советского Союза пропал внутренний рынок, и снизился спрос на продукцию. Украине столько не надо. Так случилось, что и в Союзе по технологиям мы отставали…
— В космос летали, а по технологиям отставали?
— На космос еще какие-то средства были…
По словам ученого, возродить в Одессе производство техники связи невозможно, так как пройдена, так сказать, точка невозврата. На продукцию украинского производства нет спроса даже у нас. Компьютеры, мобильные телефоны, телекоммуникационное оборудование закупается за рубежом. Спроса на новые научные отечественные разработки нет, их не финансируют, и молодежь ими не занимается. Ученым старшего поколения некому передать накопленный опыт. Специалистов в области связи учат эксплуатировать зарубежную технику. Как устроена эта техника – секрет страны-производителя.
Только цифры
1500 человек работало на заводе до его приватизации.
137 человек работало в 1995 году.
Около 10 человек сегодня работает в штате завода «Промсвязь».
Ужасно то, что светлые головы наших соотечественников никому не нужны. При первой же возможности люди, предложившие или нашедшие новое в науке и технологиях, уезжают за границу, где им предоставляются финансирование на внедрение их разработок и нормальное вознаграждение за их ум, чтобы они не ломали себе голову о хлебе насущном.
В нашей стране не думают о будущем.
Можно, например, украсть чью-то разработку, заплатив гроши или убрать разработчика, чтобы не надо было платить никому.
Зачем думать о будущем своей страны, когда можно безнаказанно украсть да еще в большом объеме?
Спасибо редакции за публикации об исчезнувших одесских предприятиях. Душу щемит от их печальной судьбы. Капитализм их убил.
Конкуренция убила и отставание