Новости Одессы и Одесской области

«Лифт сломан, ближайший — в соседнем доме»

«Лифт сломан, ближайший - в соседнем доме»Заголовок этого материала — объявление на двери подъезда одного из многоэтажных домов жилмассива Таирово. Чего в нем больше — иронии или отчаяния жителей, которые вынуждены добираться на 16-й этаж пешком? Одесские лифты уже давно из средства для вертикальной перевозки людей превратились в объект повышенной опасности. Ежегодно (и нынешний год — не исключение) территориальное управление ГосгорПромНадзора своими предписаниями запрещает эксплуатацию лифтов, представляющих опасность для людей.

Недавно Одесский окружной административный суд удовлетворил иск территориального управления Госгорпромнадзора к КП «ЖКС «Черемушки» и временно запретил эксплуатировать 111 лифтов, которые обслуживает это предприятие. Исковое заявление было подкреплено актами с результатами проверки деятельности ЖКС, в ходе которой были выявлены множественные нарушения. Лифты будут отключены до тех пор, пока коммунальщики не устранят нарушения.

Беззаботная ответственность

«Лифт сломан, ближайший - в соседнем доме»Итак, кто отвечает за исправное состояние и безопасную эксплуатацию лифтов? Эта обязанность возложена на владельцев. То есть, если речь идет о домах коммунальной собственности, — на Одесский горсовет. Именно он вправе либо самостоятельно контролировать состояние лифта, либо привлекать для этого специализированную организацию, имеющую соответствующие разрешительные документы.

В соответствии с пунктом 5.5.5. «Правил содержания жилых домов и придомовых территорий», утвержденных приказом Госкомитета по вопросам ЖКХ (от 17 мая 2005 года) №76 определено: содержание и ремонт лифтов осуществляет исполнитель услуг или по договору специализированная организация. Исполнитель — ЖКС, ЖЭК — имеет право самостоятельно содержать и ремонтировать лифты при наличии соответствующих разрешений. Одним из элементов, которые обеспечивают бесперебойную работу лифтов является его систематический техосмотр. В соответствии с инструкциями лифт должен ежедневно подвергаться осмотру электро-механиком-монтером, лифтером или диспетчером.

В случае обнаружения неисправности предохранительных устройств, сигнализации, освещения, угрожающих безопасному использованию, лифт должен быть остановлен и может быть запущен только после устранения неисправностей с разрешения специализированной организации. Правилами безопасной эксплуатации лифтов определены следующие виды техосмотра — первичный, периодический (не реже одного раза в 24 месяца) и внеочередной.

«Лифт сломан, ближайший - в соседнем доме»1,4-3,5 тыс. грн. — стоимость текущего ремонта лифта.

70 тыс. грн. — стоимость капитального ремонта лифта.

400 тыс. грн. — средняя стоимость одного лифта.

Жильцы, пользующиеся лифтами, оплачивают техническое обслуживание подъемных механизмов. Как формируется тариф? Он рассчитывается по следующим критериям:

  • стоимость одного квадратного метра жилья;

  • модель лифта;

  • его функциональное предназначение (пассажирский, грузовой).

Средняя стоимость техобслуживания одного лифта в различных регионах разная. В Киеве — 876 гривен, в Кривом Роге — 921 гривна, в Одессе — 481 гривна. Казалось бы, низкий тариф должен стать благом для жильцов. Парадокс, но чем ниже тариф на техобслуживание лифтов, тем ниже качество обслуживания. Элементарно: собираемых с населения средств на техобслуживание лифтов катастрофически не хватает на закупку запасных частей, узлов, диспетчеризацию лифтового хозяйства.

«Лифт сломан, ближайший - в соседнем доме»По мнению специалистов ЖКХ, сегодня необходимо из услуги по содержанию дома и придомовой территории вывести оплату за содержание лифта. Это развяжет руки обслуживающим организациям в получении средств, даст возможность им ввести пластиковые карточки за поездку, а это, в свою очередь, позволит реально экономить средства и предотвратить вандализм. Финансировать модернизацию лифта могли бы сами граждане. Нужно ввести обязательные платежи на капремонт и предусмотреть механизмы кредитования модернизации

Копейка гривню бережет

В свое время в Одессе была принята комплексная программа замены, модернизации, капитального ремонта, диспетчеризации и технической экспертизы лифтов в городе Одесса на 2007-2010 годы. Это была практически первая в истории Одессы попытка системного предотвращения коллапса лифтового хозяйства. По оценкам специалистов в Одессе он наступит в 2016 году — все лифты города к этому сроку выработают свой ресурс и будут остановлены, так как станут опасными для жизни людей. Общий объем финансирования необходимый для реализации этой программы составил 86 миллионов гривен. Предполагалась замена 156 лифтов, должно быть модернизировано 358 подъемных машин, капитальный ремонт ожидал 259 механизмов. Техническую экспертизу обязаны были пройти 2815 лифтов. Эта комплексная программа оказалась эффективной и ее исполнение позволило в течение первых трех лет ее реализации остановить надвигающийся кризис в эксплуатации лифтов. Модернизация лифтов позволила увеличить продолжительность их работы на 18 лет.

«Лифт сломан, ближайший - в соседнем доме»5 млн. грн. затрачено в 2012 году на капитальный ремонт и модернизацию 76 лифтов в Одессе. В том числе:

4 млн. 720 тыс. грн. — ушло на модернизацию 75 лифтов;

280 тыс. грн. — замена одного лифта.

К сожалению, сегодня аналогичной программы замены, капитального ремонта, модернизации, диспетчеризации и технической оснащенности лифтов в Горсовете не существует.

Есть предположения, основанные на расчетах экспертов и специалистов, что для ремонта лифтов в 2013 году необходимо 199 млн. грн., которые будут использованы для обновления 1460 лифтов города. Поэтому лифты и их техническое состояние оказались в падчерицах у городского бюджета.

Между тем Одесса могла бы стать первым городом в Украине, где успешно, с перспективой на 50 лет, был бы решен вопрос обновления парка лифтов.

«Лифт сломан, ближайший - в соседнем доме»По инициативе общественной организации «Возрождения региона», возглавляемой одесским экс-мэром Русланом Боделаном, были проведены совещания и переговоры. В результате было достигнуто соглашение о поставке в Одессу лифтов со скидкой в 30%, а участие одесских предприятий в совместном белорусско-украинском проекте позволило бы на треть сократить расходы на модернизацию и замену лифтового оборудования. К сожалению, Одесский горсовет от реализации этого проекта отказался без объяснения причин.

При определенных условиях лифтовое хозяйство может стать привлекательным для инвестиций. Во-первых, необходимо найти совпадающие интересы владельцев лифтов, кредиторов и инвесторов, органов власти всех уровней. Для этого важно определиться со статусом лифтового парка в системе ЖКХ — услуги по его обслуживанию не должны приравниваться к уборке территории, потому что речь идет о сложной технике и о безопасности пассажиров.

Во-вторых, необходимо вводить страхование ответственности владельцев лифта за причинение вреда пользователям.

В-третьих, внедрение энергосберегающих технологий, с помощью которых возможно было бы добиться снижения тарифа на обслуживание. Точкой безубыточности для инвесторов и пользователей была бы ситуация, когда лифты позволяли бы экономить энергию в пределах 40-50%. В некоторых случаях модернизация может снизить потребление энергии лифтом на 70%. Кроме того, внедрение энергосберегающих лифтов — это единственный шанс на стабилизацию тарифной политики в лифтовом хозяйстве.

Опыт — рядом

«Лифт сломан, ближайший - в соседнем доме»Проблема старения лифтов, безопасности, реанимации подъемных механизмов — не одесская, а общенациональная. А как решают ее в других регионах страны?

В Харькове разработали первую в Украине систему «Умный подъезд». Она включает в себя освещение мест общего пользования, систему управления доступом (домофон), систему управления лифтом, сети и оборудование центральной диспетчерской системы. К примеру, когда человек зайдет в «умный подъезд», автоматически включится свет, а лифт сам приедет на первый этаж.

Другая идея — платных лифтов — продолжает искушать отечественных коммунальщиков уже более десяти лет. Первые платные лифты в Украине появились в 1992 году в Ялте, но просуществовали там не больше года. Печальная участь постигла и платные лифты в Херсоне, Белой Церкви. Только в Житомире система проезда в лифте по платным пластиковым карточкам существует по сей день.

Для справки:

*«Лифт сломан, ближайший - в соседнем доме» 5394 лифтов зарегистрировано в Одесской области (4677 лифтов — в Одессе, 717 лифтов — в районах Одесской области).

* 422 лифта не работают на сегодняшний день.

* более 2000 лифтов будут остановлены в течение года (срок их эксплуатации превысит 25 лет и они подлежат замене или полному восстановлению.

* 1,2 миллиона человек перевозят ежедневно лифты Одесской области

* 10 предприятий занимаются в Одессе техническим обслуживанием лифтов (в основном жилой фонд обслуживают ОАО «Одеслифт» и OOO «Краянлифт»).

* более 85% работающих одесских лифтов произведены в Беларуси в ОАО «Могилевлифтмаш», проектный срок эксплуатации которых составляет 25 лет.

* 1728 лифтов в Одесской области (1459 — в Одессе) эксплуатируются более 25 лет.

Вячеслав Воронков

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции