Витрины детских магазинов пестрят разнообразием всевозможных игрушек: плюшевые звери, минифигурки lego, заводные роботы и куклы. Однако одни игрушки очень быстро надоедают ребенку, в другие же дети могут играть целыми днями. Какие же игрушки нужны ребенку и во что играют современные чада?
Детские психологи уверены, что каждый ребенок ассоциирует себя с той куклой, в которую играет в данный момент. Но облик куклы также оставляет определенное впечатление в сознании детей. Надменные выражения игрушечных лиц разнообразных аналогов Барби так и говорят: « Я идеал. Смотрите все, как я хороша!». Может быть, красивый вид игрушечной модницы и привьет девочкам умение и необходимость следить за собой, однако не стоит это делать культом подражания в столь раннем возрасте.
А вот, вроде бы красивая и нарядная кукла с замысловатой прической и в пышном платье. Однако при нажатии она начинает издавать пренеприятнейшие звуки, что никак не соответствует ее внешнему облику…
Все больше современных детей играют не в образы человека, а с монстрами, перекочевавшими из фантастических голливудских историй в мир игрушек. Трансформеры и непонятные, а иногда и просто страшные отвратительного вида чудовища становятся главными персонажами детских игр.
Еще одна особенность современных игрушек. Например, плюшевое нечто – не то собака, не то кошка. Хотя с самого раннего возраста в ребенке следует развивать четкий образ определенных животных.
Вернемся к куклам. Яркие, с множеством одежд и аксессуаров… Специалисты утверждают, что такая излишняя детализация мешает развитию детской фантазии и сводит на нет возможность свободной игры.
Такие модные сейчас куклы-роботы при нажатии одной кнопки начинают выполнять множество действий: ездят, издают звуки и т.д. А ребенку остается лишь созерцать происходящее. Хотя он не должен играть роль пассивного наблюдателя, он должен быть творцом игрового процесса.
Ребенку по большому счету и не нужны игрушки со множеством разнообразных наворотов. Ему нужны игрушки с определенным потенциалом, в которые он сможет вложить свой образ и свое видение мира. Простые, но в то же время заставляющие думать и фантазировать.
Многие психологи сейчас бьют тревогу: детям стал неинтересен процесс игры, во многом виноваты родители, которые выбирают для своего ребенка игрушки, которые играют по сути сами.
А между тем для развития ребенка игра необходима, как процесс умственного и душевного труда, который помогает обучению.
Для полноценного и гармоничного развития эмоций, навыков общения и интеллекта игрушки должны быть разнообразными. Например:
Игрушки из реальной жизни.
Игрушечный домик с внутренним убранством из мебели и бытовой техники, музыкальные инструменты, посуда т.п.
Игрушки, помогающие выплеснуть избыточную энергию и агрессию.
Ружья, надувные резиновые игрушки и кегли. А еще хорошо подарить ребенку игрушки для активного отдыха: мячи, скакалки, дартс.
Игрушки для творческого самовыражения.
Разнообразные конструкторы и кубики, настольные игры, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия и аппликации.