Новости Одессы и Одесской области

Что дает человеку хорошее образование?

Что дает человеку хорошее образование?

Игорь Николаевич КовальЛето — не только пора отдыха, но и период поступления абитуриентов в вузы. Что учесть при выборе специальности и вуза, что происходит в украинском высшем образовании и какие ему нужны реформы, а также в каком направлении движется наше общество, — на эти вопросы нам ответил ректор Одесского Национального университета имени И.И. Мечникова, доктор политических наук, профессор Игорь Николаевич Коваль.

 

Что учитывать при выборе профессии?

В 70-е годы прошлого века, когда я был студентом, среди нас, 17-18-летних, было немало сокурсников 22-23 лет. Сегодня на первом курсе 17-летний студент — довольно редкое явление. Массово поступают в 16 лет, а до десятка студентов каждый год поступает в возрасте 15 лет. Не в обиду никому будет сказано, но хоть физически эти ребята развиты неплохо, социализация их отстает. Ментальность, психология — уже не детские, но переломно-подростковые. И это необходимо учитывать.

Крайне сложно в этом возрасте определить свою судьбу на многие годы вперед. Более того, социологические данные и западных, и отечественных исследователей говорят о том, что в последние 20-25 лет человек за годы своей активной жизни два-три раза меняет не только место работы, но и принципиальное направление своей профессиональной деятельности. Это общемировая тенденция, хотя пока у нас она сказывается не очень заметно. А классическое образование закладывает основы знаний и умение учиться, что пригодится даже при смене специальности. Отсюда вывод — мы возвращаемся к идее о важности фундаментальной подготовки, которая, кстати, доминировала в советской высшей школе.

В те же 70-80-е в высшей школе в Европе и в Северной Америке, а затем, с отставанием в 10-15 лет и у нас — слишком большое внимание начали уделять специализации, причем на ранних этапах. А оказалось, что специализация — как флюс, очень одностороннее явление. Но сейчас и западные коллеги понимают, что фундаментальность подготовки является каркасом, на который нанизываются все последующие знания — за счет последующего повышения квалификации в течение нескольких месяцев. Кроме того, специальные знания быстро устаревают в современном мире. Это еще один аргумент: фундаментальная подготовка нужна, вне зависимости от выбранной специальности.

Необходимо учитывать массу личностных характеристик абитуриента. И здесь ориентация должна быть на подходы семьи. Меня иногда просят: посоветуйте, куда поступать? Я в таком случае отвечаю, что никогда не советую, на ком жениться либо выходить замуж, и куда поступать учиться. Я могу рассказать о факультетах, специальностях, возможностях дальнейшего трудоустройства после каждой из них. Чтобы советовать, следует знать человека, его наклонности, усидчивость, склонность к гуманитарным либо естественнонаучным дисциплинам.

С 70-х годов в мире также началось слишком большое увлечение непроизводственными специальностями. У нас это выражается в крене в сторону юридических наук, экономики, менеджмента, международной деятельности, психологии и так далее.

 

О перспективных специальностях

Сейчас уже довольно популярна компьютерная инженерия, экономическая кибернетика. Также приведу примеры специальностей, открытых у нас в прошлом году. Это прикладная физика со специализацией в медицину. Речь идет о создании и обслуживании физических приборов для диагностики. Другая — я считаю, это вообще специальность будущего, — это биотехнологии, развитие которых может очень сильно повлиять на жизнь всего человечества.

Думаю, что биологические, химические технологии и особенно фармацевтическая химия, безусловно, будут очень востребованы. Так же как и все, что связано с IT-технологиями: компьютерные системы, инженерия, экономическая кибернетика, прикладная математика, выходящая на эти технологии.

По мере развития в нашем обществе нормальной экономической структуры начнут работать перечисленные отрасли, изменится рынок труда. Когда молодежь увидит, что данные специальности не просто интересны, но и хорошо оплачиваются, это сыграет роль.

Но я абсолютно уверен, что и гуманитарная сфера у нас «в загоне» не будет. Да, сегодня те, кто работает в гуманитарной сфере, за редким исключением не имеют таких высоких заработков, как, например, у инженеров в компьютерной сфере. Но гуманитарии нужны. Есть много людей (я не говорю о тех, кто просто неспособен к физике и математике и из-за лени просто хочет полегче получить диплом филолога или историка) в любом обществе, в любое время, которые всегда интересуются литературой, философскими проблемами, историей. Эти вещи не дают сегодня быстрого достатка. Но это важно для людей, и это будет нужно всегда.

 

О позиции в рейтинге

При всей относительности рейтингов, из-за которой мы к ним спокойно относимся, для нас важен рейтинг нашего Министерства. Это интегральный показатель деятельности вуза по основным направлениям, включая научно-педагогические кадры, качество подготовки студентов, международную, научную деятельность.

В прошлом году мы были на пятом месте, сейчас продвинулись на четвертое среди классических университетов. Я считаю, что это вполне достойное место: впереди нас такие титаны, как Киевский и Харьковский национальные университеты, которые нам сложно обойти хотя бы потому, что они в 1,5-1,8 раза больше нас по количеству студентов и преподавателей. А вот за третье место с Сумским национальным университетом мы еще поборемся. Позади нас в рейтинге остались такие авторитетные учебные заведения, как Львовский, Днепропетровский, Донецкий университеты.

Еще один важный рейтинг — рейтинг Scopus — наиболее авторитетная наукометрическая база, в которую входят журналы с очень высокой степенью авторитета в науке. Попасть в эту базу сложно. Это — индекс цитирования, упоминания в ведущих научных журналах мира статей или публикаций авторов того или иного вуза. При 800 вузах Украины в этот список попало 112. Мы — на 4-й позиции. Это очень серьезный показатель.

К сожалению, пока наши университеты не попадают в топ-500 мировых вузов, но здесь без серьезной перестройки отношения прежде всего к финансированию мы не сдвинемся с места. В мае у меня была поездка по приглашению Министерства образования Китайской Народной Республики, в ее ходе я посмотрел ведущие вузы страны. В Китае выделили группу из девяти вузов, которые должны достичь мирового класса, попасть в число 100, а лучше — 50 лучших университетов мира. Из этих девяти я был в трех — Пекинском, Шанхайском, Ханчжоу. Их бюджеты — более миллиарда долларов. Это позволяет держать на высшем уровне материально-техническое состояние, прежде всего — лабораторное оборудование. Без этого продвинуться в фундаментальных областях знания, да и в прикладных — невозможно.

 

Почему важна репутация вуза

Научные школы формируются десятилетиями, а иногда и столетиями. Например, школа изучения астрономии или биохимии в ОНУ существует более 100 лет. Да и в исторических исследованиях есть ряд школ, сложившихся еще в последней трети XIX века. Конечно, здесь наработаны определенные приемы подготовки студентов, заложены концептуальные основы исследований.

Но есть и иррациональные моменты, которые трудно измерить. Это некий дух особого отношения к науке, к преподаванию. Он начинается с того, что есть определенная традиция преподавания, начиная от внешнего вида преподавателя, того, как он излагает свой материал.

По моему глубокому убеждению, никакие современные технологии не заменят прямого общения с профессором. Только личное общение, передача личного опыта и знаний, даже манеры поведения — имеют огромное значение. И если человечество уйдет от такого подхода к образовательным системам в сторону полного переноса обучения в онлайн-режим, к полной технологизации процесса преподавания, это будет в конечном итоге губительно. Если мы начнем воспринимать технологии как сущность, а не как инструмент, мы придем в итоге к очень печальным результатам. Это, знаете, как известная шутка о постсоветском олигархе, который решил устроить у себя в имении газон, как в лондонском Гайд-парке. Он привез ту же воду, те же оросительные системы, грунт, семена растений, в общем, все. А газон не растет как надо. И когда он спросил хранителя газона, почему не получается, хранитель ответил: «Сэр, нужно еще 300 лет традиции». Я говорю о вещах, которые не измеряются материально, но они очень важны.

Университет — это не только система подготовки, но и студенческая атмосфера, что очень важно.

 

Конкуренция и развитие

Есть несколько вариантов развития нашей страны. А вот какой вариант будет выбран, сказать сложно. Я надеюсь на то, что тяжелый период перехода из одного состояния общества в другое, который затянулся у нас, подойдет к концу. Национальная элита и национальное самосознание нашего народа сыграют позитивную роль. Главное для нас — не превратиться в страну периферийного капитализма, потому что тогда мы будем окончательно и бесповоротно отброшены на задворки цивилизации.

Конечно, если мы не победим или хотя бы не обуздаем коррупционные схемы, существующие сегодня в обществе, а также не поймем, что сфера науки и образования, инноваций должна быть приоритетной для страны, если не демократизируем систему управления страной — то вряд ли сможем удержаться в числе даже не передовых, а нормальных стран.

Мир мало изменился с древних времен, и конкуренция — по-прежнему один из двигателей жизни. Конкуренция в экономике, в обладании ресурсами продолжается, и здесь никаких сантиментов быть не может. Если вы не в состоянии выдержать этот темп — будете просто выдавлены на периферию. Может, неконкурентное общество и не будет уничтожено, но его ждет судьба наиболее отсталых стран Африки, Центральной Америки.

 

Об украинском образовании

Мы находимся на сложном этапе развития украинского образования, потому что в значительной степени разрушены основы — и административные, и учебно-методические, которые были в советской высшей школе. Но создать целостную систему национального образования, которая бы отвечала национальным интересам, и уровню и возможностям страны, нам пока не удалось. Минобразования предпринимает определенные усилия, но очень много факторов политизации, и так далее. Но в принципе сегодня потенциал высшего образования по-прежнему достаточно высок. Отечественные вузы по-прежнему конкурентоспособны, но они нуждаются в серьезной реорганизации.

Нам действительно необходимо оптимизировать количество вузов, что позволит оздоровить обстановку в образовании. Также это позволит сосредоточить в ведущих вузах страны, которых должно быть не более 80-90, но никак не 800, серьезные финансовые ресурсы, чтобы создать в них современную материально-техническую, лабораторную базы. Потому что кадры у нас по-прежнему еще есть.

И это позволит создать конкурентную среду. Потому что сегодня, когда из 10 выпускников по статистике 8 имеют возможность поступить в вуз, это фактически ликвидировало конкуренцию при поступлении. Другой страшный момент — это жесткая привязка профессорско-преподавательского состава к количеству студентов. По сути, идет борьба за каждого студента, абитуриента. Если бы мы были в этом отношении свободны и могли бы себя вести так, как ведущие вузы Европы, где выпуск составляет 35 — 50% от набора, то мы бы и в этой части восстановили конкурентную среду. Через 3-4 года студенты бы прекрасно разобрались в ситуации и поняли: если ты не занимаешься, никто тебя за уши тянуть не будет.

 

Что такое образование?

Образование — это возможность. Не гарантия. Каждый из нас знает и исторические, и личные примеры, когда высокий уровень образованности, знаний не гарантировал жизненного успеха. Но, безусловно, это дополнительный бонус. Потому что образованный человек всегда внутренне гораздо более свободен, он имеет гораздо больший выбор жизненного пути.

Надо понимать и то, что образование дается не раз и навсегда. Без саморазвития, постоянного обновления знаний тоже ничего хорошего не будет. Поэтому образование — это шанс, возможность, «золотой билет», который нужно реализовать.

 

Реформы, нужные украинским вузам

Я считаю неправильной ту форму отбора абитуриентов, которая сейчас внедрена — с помощью одного только Внешнего независимого оценивания (ВНО). Говорят, что эта нынешняя система ликвидировала систему коррупции. На самом деле система коррупции имеет гораздо большее укоренение в нашем обществе.

Зато мы многое потеряли при введении этой системы. Например, потеряла значение гуманитарная и общая фундаментальная научная подготовка в школе. Потому что абсолютное большинство абитуриентов сейчас «натаскивается» на те предметы, которые они должны сдавать на экзамене.

Нельзя «выбрасывать» всю школьную программу за пределы системы поступления в вуз. Поэтому при поступлении наиболее разумным было бы учитывать сочетание трех элементов. Во-первых, нужно учитывать средний балл ученика в школе. Во-вторых, можно сохранить два или три теста ВНО, в зависимости от специальности. В третьих, конечно, следует сохранить возможность университету выбирать своего абитуриента.

Даже с точки зрения общего здравого смысла и логики нелепо требовать качества выпуска, отсекая от возможности селекции «первичного материала» (уж извините за определение). Представьте, если бы Юрию Григоровичу в Большой театр из Министерства культуры (даже при всем советском авторитаризме) направляли бы солистов и балерин и заставляли создать из них лучшую труппу в мире. Или, скажем, Валерию Лобановскому в киевское «Динамо» по указу ЦК направляли бы футболистов и заставляли создать выдающуюся команду. Так и вузы должны иметь естественное право выбора.

Что касается коррупции — я не буду отрицать, что сегодня в высшем образовании она есть. Хотя это не коррупция, а взяточничество. Понятно, что раз оно процветает буйным цветом в масштабах всего общества, нелепо думать, что в отдельно взятой сфере образования это зло исчезнет. Но для борьбы со взятками есть специальные органы. Пусть они и занимаются этой борьбой, — мы им даже можем подсказать, каким образом это лучше делать. А наша задача — не бороться с коррупцией. Наша задача — выбрать достойных молодых людей и девушек для обучения.

 

Для ОНУ им. И.И. Мечникова построят новые корпуса, в его честь выпустят юбилейную монету

В недавно опубликованном рейтинге классических университетов Украины, подготовленном Министерством образования и науки совместно с Институтом инновационных технологий, Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова занял четвертое место после Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко, Харьковского национального университета им. Каразина и Сумского национального университета. ОНУ улучшил свой рейтинг, поднявшись с пятого места по сравнению с прошлым годом, поднявшись выше таких крупных университетов, как Острожская академия, Львовский, Днепропетровский, Донецкий национальные университеты. Кроме того, Одесский университет занимает четвертое место в престижном профессиональном Рейтинге вузов Украины по показателям Scopus.

Отмечая важную роль Одесского национального университета, Президент Украины Виктор Янукович подписал указ о мероприятиях к 150-летию вуза, которое будет отмечаться в 2015 году. В соответствии с документом, будут изысканы средства на закупку для вуза современного научного и учебного оборудования, строительство новых корпусов, в которых разместятся научная библиотека, издательский центр, лаборатории, а также студенческие общежития на 1000 человек. Существующие здания ОНУ будут отремонтированы. Кроме того, глава государства распорядился выпустить юбилейную монету, почтовую марку и конверт, посвященные 150-летию университета.

Сергей Марин

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Таня
Таня
11 лет назад

Современное образование, с точки зрения обучения в ВУЗе, не дает практически ничего, кроме воспитания (вставать в определенное время, нести ответственность), и то далеко не всем.

Аноним
Аноним
11 лет назад

Главное, что ваш вуз знают и уважают, а выпускников считают высококлассными специалистами. Даже в самых престижных вузах учатся двоечники. Так что я бы не особо обращала внимание на рейтинг при выборе учебного заведения для своего ребенка. Главное, чтобы он (ребенок) хотел получать знания и быть специалистом.

Сашка Максимкина
Сашка Максимкина
11 лет назад

Образование в знаменитом одесском университете на очень высоком уровне. Этого даже скрывать не стоит. И учиться в нем не только престижно по тем интересным специальностям, которые в нем есть, но и почетно, поскольку университет с историей. Вот только несмотря на высокий уровень, к сожалению, хорошее образование не означает хорошую работу. Таковы реалии жизни…

просто Мария
просто Мария
11 лет назад

Рейтинг вуза, так же важен, как и желание студента получить образование. Больше шансов получить нормальную работу. Есть вузы, про которые в объявления пишут «требуется юрист. Студентам вуза ХХХххХ не обращаться.». Сама видела такое. Конечно если есть хорошее знакомство то это облегчит трудоустройство и двоечника и студента непрестижного вуза, случаи как говориться разные бывают.И правду сказали что «к сожалению, хорошее образование не означает хорошую работу.» .. И всё же уважаемый вуз, желание учиться, выбор направления правильного, хоть и не гарантируют, но увеличивают шансы хорошей работы..

Жека
Жека
11 лет назад

Из этих 800 вузов, выбрать один, профинансировать по-человечески, хотя бы как в том же Китае. Набрать преподавательский состав из хороших специалистов — тех кто действительно болеет за развитие отечественной науки и образования. Создать условия для работы, зарплату нормальную, чтобы меньше было взяток. Сделать очень высокий конкурс, отбор абитуриентов по критериям тех же преподавателей, минимизировать количество студентов. Поощрять лучших учащихся и отсеивать нежелающих учиться, обеспечить всех выпускников возможностью хорошего трудоустройства. И будет у нас в стране одно из лучших высших учебных заведений. Аминь

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции