Прошедший недавно на телеэкранах многосерийный художественный фильм «Жизнь и приключения Мишки Япончика» вызвал интерес к главному герою. Но так и не ответил на вопрос – кем он был: бандитом, простым одесским пацаном с Молдаванки, или Робин Гудом, защищавшим бедняков от богатеев? Ответ на эти вопросы знают только в одном городе – в Одессе.
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ В ОДЕССЕ ЯПОНЧИК?
Одесса – не город. Это «остров» ни на что не похожий, а потому притягательный и всегда загадочный. Этот «остров» в какой-то мере создали писатели, но миф и ореол неповторимости Одессы и ее жителей никто уже не может развенчать. Так случилось и с бабелевским героем Беней Криком, прообразом которого, как принято считать, был пацан с Молдаванки Мишка Япончик.
По воспоминаниям современников, Исаак Бабель сделал из него Робин Гуда, а на самом деле это был «фармазонщик, бандит, головорез». Одесситка, попавшая с ним на одну свадьбу, вспоминала:
«Рыженький, плюгавый такой, лицо в оспинках, а глаза чуть раскосые, как у японца. Во что одет был – не помню, одет, как в те годы одевались. Весь вечер молчал… Гуляли до утра. А штейгер (большая коляска, больше похожая на маленькую карету, – авт.), на котором приехал Япончик, стоял всю ночь!». По тем временам это считалось неимоверной роскошью.
Впрочем, мнений об этом «герое», как говорят в Одессе, «разные есть». Леонид Утесов, знавший Япончика лично, в своих мемуарах упоминает даже их некий «моральный кодекс» — Япончик и его подельники не любили насилия, тем более «мокрые дела».
Из того, что известно историкам, следует, что Мишка Япончик родился 30 октября 1891 года в семье фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого и его жены Доббы Зельмановны. При рождении его назвали Мойше-Яков. Позже в документах будет записано так: Моисей Вольфович Винницкий. Семья проживала в самом центре Молдаванки – на улице Госпитальной (ныне Богдана Хмельницкого, 23) — по одной информации, и на улице Запорожской — по другим сведениям. Думается, что и то, и другое – правда.
В шесть лет Мишка лишился отца, «уроки жизни» брал у улицы, на которой преимущественно были публичные дома, забегаловки, воровские малины. В 10 лет мать пристроила его учеником в матрасную мастерскую Фарбера. Потом он попробовал себя в роли электрика и даже поработал на заводе «Анатра», окончив четыре класса начальной школы при синагоге. Еврейский погром застал его 14-летнего, но, несмотря на малолетство, он вступил в вооруженный отряд еврейской самообороны. Документов об этом периоде его жизни не сохранилось (Одесское сыскное управление было сожжено в гражданскую войну). Но по преданиям, именно тогда из-за раскосых глаз, широких скул и смуглого цвета кожи Винницкого прозвали Япончиком. Он входил в организацию «Молодая воля», которая, прикрываясь идеями, занималась откровенным грабежом и вымогательством. Мишке это очень подходило. Он видел, как живет «настоящая» Одесса. Ему хотелось к изысканным дамам и галантным мужчинам, ресторанам, опере… И уже тогда он для себя, видимо, решил, что станет королем города. Все дальнейшее в его жизни только подтверждало это. Но «полет в короли» прервали, посадив Мишку в тюрьму. Достоверно известно, что 2 апреля 1908 года 16-летнего Япончика Одесский окружной суд приговорил к 12 годам каторги. По одной версии, за ряд ограблений. По другой – за убийство грозы Молдаванки, полицмейстера Михайловского, его вообще должны были повесить. Мишка, якобы, изображая чистильщика сапог, привел в действие взрывное устройство и убил «грозу». По малолетству отделался сроком. Мишка отбывал наказание в «Одесском замке» вместе с другой «легендой» — Григорием Котовским, на тот момент бессарабским грабителем.
В марте 1917 года, немного не добыв срок, Мишка Япончик вышел на свободу. И Одесса узнала, что более наглого бандита, чем он, еще не видели. Сколотил свою воровскую армию в 4000 «штыков», которая грабила направо и налево. А по Дерибасовской, сопровождаемый дюжиной телохранителей, в ярком, «цвета бэж» костюме с галстуком «кис-кис» (бабочкой) и желтой соломенной шляпе «канотье», щеголял сам Мишка Япончик. Он получил свою «красивую жизнь».
«Я ИЗВИНЯЮСЬ, НО МЫ ВАС ГРАБАНЕМ!»
Особую известность приобрело нападение на румынский игровой клуб. Налетчики переоделись в морскую форму, ворвались в клуб и «именем революции» забрали около ста тысяч рублей, стоявших на кону, а также выпотрошили то, что еще оставалось в карманах игроков.
Придя на новогодний банкет в дом сахарозаводчика Гепнера, Япончик сказал: «Мы очень извиняемся, мы люди бедные, а вы богатые, едите и пьете, а на Молдаванке есть нечего. Так что вы должны уплатить 50 тысяч, чтобы молдавские тоже праздновали Новый год». Правда, по 10 рублей «на извозчика» грабители оставили гостям. А врачу из «бедных, но хороших», приглашенному на банкет на случай «вдруг кому-нибудь станет чего-нибудь», оставили все его деньги.
И сегодня живы легенды (а может, и правда), что часть добытого шла на благотворительность, даже пострадавшим во время налетов, так сказать «случайно подвернувшимся под руку».
Во время очередного междувластия (а в Одессе власть из рук в руки переходила более 14 раз), 12 декабря 1918 года решили идти на штурм тюрьмы. Пока рабочие освобождали политических заключенных, люди Мишки Япончика открывали камеры уголовников. Остановили трамвай, уголовников с пассажирами поменяли одеждой. Те так и поехали дальше в арестантской робе, а зеки разбежались кто куда.
Существует версия, что путь к «трону короля блатной Одессы» Япончику расчищал некий Ржевский-Раевский. Истории он известен как аферист, военный корреспондент, делавший репортажи с Балкан, основатель первого в России Союза журналистов – «Клуб журналистов» в Петрограде. Сидел в тюрьмах и работал в ВЧК. Попав в Одессу, предлагал свои услуги одесской полиции. Там его брали на опасные задания, а он убивал арестованных одесских бандитских вожаков, инсценируя «попытку к бегству». Так расчистили Япончику путь к трону «короля». А 20 февраля 1919 года тело Ржевского-Раевского с пятнадцатью пулями было найдено возле Клуба артистов, который он любил посещать. «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить»?..
Покровительственно относился к Япончику и будущий свояк Сталина, женившийся на Анне Аллилуевой, обозначенный в истории как молодой удачливый авантюрист, руководитель одесской ЧК в мае-июле 1919 года Станислав Реденс (партийная кличка «Стах»). Мишка Япончик оказывал «большие услуги штабу ВРК в доставке оружия». Наверное, поэтому никого не удивило желание Японца «бороться за идеи революции» своим полком.
С ИЛЬИЧЕМ НА ЗНАМЕНИ, С ФИНКОЮ В КАРМАНЕ
В июне 1919 года по решению Ревкома Одессы началось формирование «54-го стрелкового Советского Украинского полка имени В.И.Ленина». Командир – Япончик. Начальник штаба — не менее знаменитый бандит Майорчик (Меер Зайдман). Комиссар – Александр Фельдман.
Три дня полк Япончика гулял в здании консерватории, собираясь на фронт. Был дан «шикарный» концерт. По его завершении, как писал один из его участников Леонид Утесов, Япончик произнес яркую речь, полную цветистой брани и жаргонных выражений. Когда все-таки выпихнули этих бойцов на «поле боя», выяснилось, что в распоряжение штаба 45-й дивизии (командир Якир) в городок Бирзула (Котовск, Одесской области) вместо 2202 бойцов доехало 704.
Через два дня остатки бандитского войска приняли первый бой под… Крыжополем (это название — факт, а не одесская шутка). Вместе с другими силами Мишкины бойцы выбили петлюровцев из Вапнярки. Богатые трофеи, 400 пленных вскружили голову. Пир горой! Все перепились, пленные бежали, а на рассвете противник и их выбил из Вапнярки (похоже, банда Атамана Грицян-Таврического в «Свадьбе в Малиновке» списана была с типажей Мишки Япончика). Комбриг Котовский взвыл от негодования и принял решение – полк разоружить, бойцов отправить в Киев на «перековку». Однако все, что осталось от «полка», самовольно удрало, в поезде к виску машиниста приставили пистолет и приказали гнать до Одессы без остановок. И все-таки их остановили, в районе Вознесенска. Там «при попытке к бегству» Мишка Япончик, его адъютант и некая Лиза были убиты.
Винницкого, то бишь, Мишку Япончика, зарыли там же, в карьере. Через несколько дней комиссар полка Фельдман приехал удостовериться в смерти своего командира. Он потребовал, чтобы могилу вскрыли. В ней таки был Мишка Япончик, в трусах и тельняшке. Сбросив второй раз тело Япончика в могилу, бывший соратник плюнул и сказал: «Собаке собачья смерть». Спустя несколько месяцев он был убит на одесском базаре «за предательство». И еще раз «возвращали на землю» останки Япончика – по приказанию военного народного комиссара Украины Подвойского. Он тоже хотел лично убедиться, что мертв именно одессит Мишка. Убедился.
54-й полк был вырублен конниками Григория Котовского, уцелел лишь бывший начальник штаба Япончика – Зайдер. Они знакомы были с Котовским еще по тюрьме, и тот его пожалел. На свою беду. В 1924 году тот самый Меир Зайдер убил в Чабанке (окраина Одессы) Котовского, вогнав ему пулю прямо в сердце. Непосредственный убийца Япончика – Урсулов – избежал бандитского наказания и даже сталинских чисток.
Впрочем, «инфекция» бандитской романтики, особенно мастерски изложенная одесскими писателями, заражала. 27-летний актер-одессит Кучеренко (играл в фильме «Беня Крик» роль бандита, а в фильме «Красные дьяволята» — батьку Махно) сам стал руководителем шайки налетчиков, которые «подчищали» Одессу и крымские города.
Коммунистический диктатор Украины в 1925-1928 годы Лазарь Каганович картину «Беня Крик» снял с проката как «романтизацию бандитизма». И тем не менее, Япончик после гибели превратился в легенду, в миф о «блатной Одессе», составляя менталитет «вольного города Одессы».
Будущий известный писатель, автор повести «Зеленый фургон» Александр Козачинский, детство и юношеские годы которого прошли в Одессе, был налетчиком, а затем и атаманом банды. Он пытался подражать Япончику (это был 1921 год), проведя серию налетов. В 1922 году был приговорен к смертной казни. И только счастливая случайность сохранила ему жизнь, а нам чудесного писателя и журналиста.
Ближние и дальние родственники Япончика, разбросанные по всему миру, не скрывают своего родства с ним. Как, например, Юрий Влодов, внучатый племянник (автор «народного слогана» «Прошла зима. Настало лето. Спасибо партии за это»). Впрочем, этой семье есть, кем гордиться.
Бандитское прошлое Япончика кровью искупили родственники
Михаил был вторым ребенком в семье. Его мать умерла еще до войны, в 1947 году. Сестра Дебора большую часть жизни страдала базедовой болезнью. Дебора умерла после войны. Есть информация, что в нашумевшем «деле о валютчиках» 1961 года одним из организаторов проходил Шая Шакирман, сын Деборы (а значит, племянник Михаила Винницкого), приговорен к расстрелу. У старшего брата Михаила — Абрама Вольфовича – было шестеро сыновей, двое погибли на фронтах Великой Отечественной войны, а четверо несовершеннолетних сыновей и жена были уничтожены в гитлеровском гетто осенью 1941 года.
Другой брат, Григорий, был начальником одесской электростанции, погиб на фронте. Один из его сыновей, лейтенант Советской Армии, погиб в Сталинградском сражении. Его фамилия высечена на доске не вернувшихся с войны выпускников одесской специальной артиллерийской школы ГПТУ-43 на улице Чичерина, 1 (сейчас там институт милиции, а доска находится в запасниках музея).
Третий брат, Юдий, погиб на фронте в первые дни войны.
Младший, Исаак Винницкий, во время Великой Отечественной войны был командиром кавалерийского эскадрона в корпусе генерала Кириченко, жил в Одессе до 1978 года, затем перебрался с семьей в США, на 6-ю улицу Брайтон-бич.
Долго выясняли, кто такая была Лиза, убитая вместе с Япончиком. Женой она быть не могла (разве что «походной), ибо женился Мишка на красавице Циле, и свадьба их была в знаменитом «танцзале» дома Бейли Двойрис, что на Екатерининской, 80. Так вот эта самая Циля уехала за границу, в Париж, в «шикарные условия», открыв там даже небольшую фабрику, но… оставив маленькую Аду, дочку Мишки Япончика, в Союзе. Какими уж дорогами, но Ада оказалась в Баку. У нее – дети, внуки, правнуки…
С фамилией Винницкие в Украине очень много людей. Кто категорически отрицает свою причастность к Мишке Япончику, кто говорит, что был бы не против иметь такого родственника.
Отлично написано.Очень понравилось.Спасибо.
Так кто же была эта загадочная Лиза?
Не скажете где можно найти информацию о тех кто и как причастен к съемке фильма Спасибо извините за не грамотность
Миша Японец оставил память о себе. О нем будут помнить всегда, а вот о большевичках с их красным террором, голодомором проклинать в века. Памятник Котовскому снесут и по делом ему упырю кровожадному. Сколько народу он перерезал в Бессарабии. Бандитизм,это слово которое можно применить и к сегодняшней власти кремля.
Таки я извиняюсь за вашего копирайтера… Пишите на [email protected] (ukr.net, outlook.com, пр.)Или кофе, или договоримся…
Очень душевно написано.Тепло и грустно…Спасибо.
фильм понравился особенно момент свадьбы мишки на циле. хороший сериал.
Я просто влюбилась в фильм,пересматриваю его ещё и ещё. И очень хочется походить в Одессе по любимым местам легендарного героя. СПАСИБО всем одесситам!!!Спасибо за прекрасный фильм Гинзбургу!