Новости Одессы и Одесской области

Сердце Одессы – Дерибасовская, а нерв – на городских окраинах

Вячеслав ВоронковТрущобы, глухомань, городское гетто, Шанхай, Камчатка, тьмутаракань, резервация, у черта на куличках – у всех этих слов есть объединяющее объяснение – так иногда говорят об одесских окраинах.

Трудно измерить их в гектарах и квадратных метрах, потому что трудно определить границу, которая проходит между благами цивилизации, электрическим солнцем на улицах, дорогими бутиками и выгребными ямами, разбитыми или вовсе отсутствующими дорогами, наводнениями на улицах и во дворах, неработающим водопроводом, кромешной тьмой на улицах и стихийными мусорными свалками. И все это Одесса!

Контраст между окраинами и центральной частью города настолько ошеломительно бьет в глаза, что оказавшись где-то на улице (скажем, Навигационной или на Шкодовой горе), начинаешь сомневаться в том, что находишься в Одессе.

Время для людей, живущих здесь, не идет вперед, оно будто остановилось. 20 лет на одесских окраинах люди борются за право на жизнь. Они уже давно не надеются на помощь властей, прекрасно понимая, что окраинный мир интересует чиновников исключительно в период проведения избирательной кампании, когда кандидаты обрушивают на одесситов невыполнимые и бессмысленные обещания – от строительства скоростного трамвая до открытия супермаркетов. Выборы проходят, предвыборные плакаты желтеют, кандидаты исчезают, и только остаются как напоминание об обещаниях достойной жизни.

И почтальон сойдет с ума разыскивая вас

Самая легендарная, самая жуткая, самая «убитая» окраина Одессы – это, без сомнения, поселок «Большевик» или Балтовка, как называют его местные аборигены. Мало кто знает, что именно  в здешних местах, а не на Дерибасовской, находится географический центр Одессы. В этот затерянный мир общественным транспортом можно попасть всего два раза в день – таков график работы автобусного маршрута №105.

Говорят, что до войны с Ярмарочной площади сюда ходил трамвай №7. А на месте нынешней Балтовки располагались когда-то две слободки – Солдатская (в ней селились ветераны и инвалиды) и Балтовка (ее облюбовали мясники).

В недалекие времена здесь находилось промышленное сердце Одессы – работали маслозавод, обувная и мануфактурная фабрики, завод по производству линолеума, три кожевенные фабрики. А на здешний Воловий рынок пригоняли для продажи крупный рогатый скот со всего юга Украины. О том времени сегодня свидетельствуют застывшие и разрушающиеся на глазах остовы жилых домов и общежитий с зияющими пустыми оконными проемами. О былом напоминают воспоминания о том, что три местных детских садика были лучшими в Одессе.

А еще здесь находятся камышовые джунгли. От насосной станции до самого Хаджибейского лимана улица Балтская дорога пробивается сквозь камыши. С одной стороны – рукотворный дренажный канал, с другой – склон Жеваховой горы. Местные жители уверены, что в камышах нашло обиталище местное лох-несское чудовище – кабан гигантских размеров, выходящий по ночам из зарослей на охоту.

Проживают ли в этих жутких местах люди? Представьте себе – живут. Дети ходят в школу и детские садики, взрослые выбираются на «большую землю» на работу. И здесь точно знают, что о них забыла городская власть, что перспектив для того, чтобы выбраться из разрухи и трущобной жизни у них практически нет. Мрачная, беспросветная жизнь одесской глубинки стала нервом небольшого стихотворения поэтессы Ксении Чекодановой «На городской окраине».
На городской окраине
Живется неприкаянно.
Окна занавешены,
Собаки лают бешено,
Цепями холки ранены.
Улицы конечные,
Дороги самотечные,
Отходы в кучи свалены.
Облаяна, охаяна
Звенит разбитой склянкою,
И катится жестянкою
Окраинная «жисть».
Чего больше в этих строчках? Тоски безысходной? Покорности и смирения? Здесь – отчаяние от невозможности покончить с трущобной жизнью и вырваться из нее.
Улиц, переулков, закоулков и тупиков на окраинах города великое множество. Некоторые и названий не имеют. И почтальоны «сходят порой  с ума», разыскивая адресатов.

Картинки из глубинки

Как правило, на городскую окраину трудно добраться. И это вполне объяснимо: общественный транспорт здесь не рискует появляться по причине отсутствия дорог, а таксисты, услышав адрес улицы, заламывают такую цену за проезд, которая сопоставима разве что с оплатой поездки от Одессы до Киева.

Чтобы попасть, к примеру, в другой окраинный район – Ленпоселок – (а располагается он в получасе езды от железнодорожного вокзала) необходимо набраться мужества и дождаться появления автобуса №  280. Его здесь называют «мифическим летучим голландцем», ибо интервал движения 30-40 минут. Ну да ладно – автобус. Появился он перед вами, а водитель выглядит так, словно финишировал на одном из этапов ралли Париж-Дакар. Если на центральных улицах Ленпоселка автомобиль еще может передвигаться, то на периферийных улицах, только на внедорожнике и проедешь.

Наталья Васильевна Корниенко, занимающая должность председателя СОН «Ленинский» вот уже 12 лет,  сетует что  на улице Коминтерна, где располагается церковь, сберкасса, милиция, а также руководство СОН, мягко говоря, творится безобразие.

Подробнее об этом читайте на страницах газеты "Одесская жизнь" №11.

Вячеслав Воронков

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции