Несмотря на то что технологии строительства на сегодняшний день достигли больших высот, ремонтировать старые крыши коммунальщики так и не «научились». Люди живут под протекающими потолками десятилетиями, пишут заявления в ЖКСы, но результатов никаких. Однако юристы считают, что действий от коммунальщиков все-таки можно добиться, если правильно отстаивать свои права.
Шаг первый: собираем «улики»
Итак, первая инстанция, которая непосредственно отвечает за ремонт текущей кровли, – участок ЖКС, к которому относится ваш дом. Если вы неоднократно обращались за ремонтом кровли, но не получили никаких результатов, кроме обещаний, ваши невыполненные заявления в ЖКС станут «оружием» против самих коммунальщиков.
В соответствии со статьей 20 Закона Украины «Об обращении граждан», вы должны получить ответ на свое заявление в письменном виде максимум через 45 дней.
Обязательно сохраните копию заявления с отметкой о том, что оно было принято к рассмотрению, датой принятия и номером регистрации (коммунальщики обязаны зарегистрировать ваше заявление в регистрационном журнале).
Идеальным «сценарием» дальнейшего развития событий после написания заявления может быть визит представителей ЖКС к вам домой (и на крышу) для осмотра кровли и составления комиссионного акта.
– Представитель ЖКС должен убедиться, что крыша действительно течет, составить комиссионный акт (лучше делать это при свидетелях – позвать соседей), – советует юрист Андрей Власенко. – После того как акт будет составлен, нужно ждать дальнейших действий от ЖКС.
Шаг второй: предъявляем «претензии»
Если после ваших действий никакого ремонта произведено не было (или ЖКС в ответе сослался на нехватку «ремонтных» средств), юристы рекомендуют составлять акт-претензию с требованием провести аварийно-восстановительные работы.
Оформить этот документ можно двумя способами, в зависимости от обстоятельств:
- написать заявление в ЖКС (снова зарегистрировать его с отметкой на вашей копии входящего номера и подписью лица, принявшего документ). Представитель исполнителя обязан прийти на вызов для подписания акта-претензии не позднее срока, определенного в договоре, который обычно составляет два рабочих дня;
- в случае если представитель исполнителя в обусловленный срок не прибыл или же отказался от подписи под актом-претензией, то согласно статье 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» его могут подписать два потребителя, проживающие в доме (вы и ваши соседи). При этом в документе следует указать, что никто из коммунальщиков не явился.
Акт-претензию с заявлением об устранении недостатков в оказании услуги и возмещении причиненного ущерба, а также все ваши прежние «безответные» заявления следует отдать не только в ЖКС, но и «выше» – в районную администрацию и Управление жилищно-коммунального хозяйства горсовета (лучше – если в обе инстанции сразу). Документ следует оформить на имя начальника каждой из инстанций и также зарегистрировать. Помните: если в инстанциях не принимают ваши заявления, они нарушают Закон Украины «Об обращении граждан». На основании этого вы имеете право:
- составить вместе с двумя свидетелями акт о том, что такой-то сотрудник отказался принять ваше заявление;
- написать жалобу в районную прокуратуру;
- отправить заявление и акт-претензию по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если в течение месяца ваш акт так и не будет подписан ни в одной из инстанций, вы имеете полное право обращаться в суд и требовать компенсации ущерба за пострадавшее в результате протечки кровли имущество (в соответствии с п.п. 3 и 5 ч. 1 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» вы имеете право на возмещение убытков, нанесенных вашей квартире и имуществу, вреда, причиненного здоровью в результате ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг).
Шаг третий: ремонтируем сами и требуем компенсации расходов
Юристы также предлагают вариант «борьбы» с нерадивыми коммунальщиками без вмешательства правоохранителей.
Кровельщиков для ремонта можно нанять самостоятельно – в частном порядке. Согласно договору с ними, составленной смете о стоимости работ и акте об их выполнении вы имеете право требовать у ЖКС компенсации расходов по ремонту.
Если ЖКС отказывается платить по счету, можете сами вести «бухгалтерию», ежемесячно указывая в платежке за коммунальные услуги, что не вносите такую-то сумму, так как она пошла в счет уплаты за ремонт крыши.
Не бойтесь, если коммунальщики надумают подать на вас в суд или оказать иное давление, чтобы взыскать задолженность: при наличии правильно составленных и зарегистрированных заявлений и актов-претензий закон будет полностью на вашей стороне.
Валерий КИПЕЛОВ