Случаи, когда одесситы, даже предъявляя льготное удостоверение, вынуждены платить за проезд по личной прихоти водителя, в Одессе участились. Многих ветеранов и других льготников такая несправедливость буквально доводит до слез. Сами маршрутчики свою позицию объясняют просто: желающих проехать бесплатно слишком много, из-за чего работать становится не выгодно.
Водители воюют с пассажирами
К нам в редакцию с письмом обратилась Евгения Синчук — пенсионерка, ветеран труда, вдова ветерана войны. В своем письме она пожаловалась:
«Ехала на рынок «Привоз» маршруткой №242. Когда маршрутка уже подъезжала к рынку, я подошла к водителю и показала удостоверение в раскрытом виде. Но мужчина потребовал оплатить проезд. Я отказалась. Тогда он закрыл дверь и поехал дальше, а я решила, что лучше заплатить. Вся информация о льготном проезде в маршрутке была заклеена рекламой. Скажите, имею ли я право ездить бесплатно?».
В случае Евгении Синчук ее право на бесплатный проезд определено Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». В соответствии с пунктом 2 статьи 10 этого закона, статус члена семьи погибшего (умершего) ветерана войны предоставляют женам (мужьям) умерших инвалидов Великой Отечественной войны, а также участников боевых действий и войны, партизанов и подпольщиков, признанных при жизни инвалидами от общего заболевания, трудового увечья и по другим причинам. Получившие такой статус среди прочих льгот имеют следующую: «право на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов, в том числе внутрирайонных, внутри — и межобластных независимо от расстояния и места проживания». Это указано в статье 15 данного закона.
В главном Управлении труда и социальной защиты населения Одесской облгосадминистрации нам сообщили полный перечень категорий граждан, которые имеют право на льготный проезд в городском общественном транспорте. Это:
-
ветераны войны (участники боевых действий, инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны) — статьи 12-14 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
-
ветераны труда, а также лица, которые имеют особенные трудовые заслуги перед Отечеством: Герои Социалистического Труда, Герои Украины и полные кавалеры ордена Трудовой Славы — статьи 5, 9 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста» имеют право на бесплатный проезд;
-
лица, которые имеют особые заслуги перед Отечеством: Герои СССР, полные кавалеры орденов Славы и обладатели четырех и более медалей «За отвагу», а также Герои Соцтруда, удостоенные этого звания за труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — статья 16 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
-
инвалиды, дети инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов первой группы или детей инвалидов (не более одного сопровождающего) — статья 38-1 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»;
-
жертвы нацистских преследований — статьи 6-1 и 6-4 Закона Украины «О жертвах нацистских преследований»;
-
дети из многодетных семей — статья 13 Закона Украины «Об охране детства»;
-
граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, отнесенные к категориям 1 и 2 — статья 20, 21 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»;
-
дети, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой — статья 30 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»;
-
ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, ветераны государственной пожарной охраны, лица, уволенные с воинской службы, ставшие инвалидами во время прохождения воинской службы — статья 6 Закона Украины «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальная защита»;
-
дети войны — статья 5 Закона Украины «О социальной защите детей войны»;
-
реабилитированные лица, которые стали инвалидами вследствие репрессий или являются пенсионерами — статья 6 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине»;
-
пенсионеры — постановление Кабинета Министров Украины №354 от 17 мая 1993 года «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования».
От редакции: На самом деле, несмотря на то, что детям войны положен бесплатный проезд всеми видами общественного транспорта, водители отказываются их возить в маршрутных такси без оплаты. Перевозчики мотивируют это тем, что расходы на льготные перевозки государство им не компенсирует. Тем не менее, подобный отказ детям войны в льготном проезде является нарушением действующего законодательства.
Куда жаловаться?
Если у вас произошел конфликт с перевозчиком, не забудьте записать номер маршрутного такси и самой машины, запомните число и точное время вашей поездки. С жалобой можно обратиться в Департамент транспорта, связи и организации движения Одесского горсовета по адресу: 65004 Думская площадь, 1. Телефон: (048) 757-90-58.
Лично мне пенсионеров жалко, но количество льготных категорий граждан превышает все разумные пределы. По этому поводу хорошо сказано:
«… чисто украинский маразм – социальный статус «дитя войны»! Его получают все, кто родился до или в период Второй Мировой войны, но не сумел обзавестись документами «участника боевых действий» (дающими еще большие льготы, хотя сколько реально могло остаться этих «участников» через 50-60 лет после окончания войны?!). Абсолютно логично, когда некими льготами пользуются фронтовики, пострадавшие в период военных действий, или военнослужащие, «выпавшие» из гражданской жизни на несколько лет. Но кто может пояснить, какая необходимость в установлении социальной льготы людям, родившимся более 60 лет назад, даже если их страна вела в эти годы войну? Какая социальная реабилитация понадобилась им более чем через полвека? И почему они должны платить за коммунальные услуги именно на 25, а не на 20 или 30 процентов меньше остальных? Из какого пальца высосана, с какого потолка взята эта цифра, как обоснована?»
Из книги Н.И. Станкевича «Ищу Человека» ( http://iscel2009.info )
Константин, Вы совершенно правы, во сем мире льготы дают за заслуги, активный вклад. А у нас — за то что родились в войну. давайте возить их на маршрутках и платить по 8 грн. за билет? и вообще, почему не ездить бесплатным гортранспортом, электричками? Все им мало!
Надежда (2012-09-03)
Если государство установило социальные льготы этой категории граждан,пусть платит,но не перекладывает на плечи перевозчиков.А то выходит,мы пахали,я и трактор.
Хорошо,если льготы эти есть,почему список льготных категорий в маршрутных такси гораздо меньше?Почему бы власти не вывесят реальный список и не ознакомят с ним маршрутчиков?
Откуда брать деньги если напридумали таких законов, что уму не постежимо ,Как можно родившегося в концлагере ребенка считать участником боевых действий,Хорошо родители воевали в концлагере Как им это удавалось если женщины и мужчины сидели отдельно,Какой то обсурд, Разве можно сравнить с теми, что проливали кровь на полях сражения
Дети войны имеют льготы потому что родились в тяжелое до или послевоенное время, когда был голод, разруха, и нечем было накормить, но родители все же оберегали своих детей, недоедая сами, многие семьи часто голодали
Для справки:
250 гр. пенсионный фонд не доплачивает каждому пенсионеру в месяц, он передаёт эти деньги в местный бюджет, компенсируя тем самым бесплатные проезды пенсионеров.
А теперь подсчитайте, много-ли пенсионеров проезжают эти 250 гривен за месяц!
Да лучше бы заплатили им эти 250 грн и пусто сами решают или проездить их или проесть.А то неизвестно какая сумма из этого достается перевозчикам.Местный бюджет сам решает какие дыры этими деньгами закрывать.
Много категорий льготников которые в этом совсем не нуждаются, у них есть свой транспорт,и они в этих льготах совсем не нуждаются,но за них идёт специальная сумма на оплату этих льгот городскому транспорту,а зачем?А совесть у перевозчиков есть? Им всё мало? Ведь в маршрутках определены только сидячие места,а на самом деле? 201 марщрут с утра да вечера почти все со стоячими местами,и много других маршрутов,168,а вот на западное кладбище кроме 280 маршрута -других нет? -а почему?Потому,что некому подумать о этих маршрутах? 233 маршрут стоит на конечной остановке у Двух мостов и 20 минут и более,а почему бы ему не доехать до западного кладбища за это время?А 201 маршрут — одна маршрутка в час до западного кладбища и то,назад пассажиров берёт только до Ленпосёлка,до конечной,а не назад до Ж.Д.Вокзала,а почему?Был сильно разрекламирован маршрут 128 с заходом на западное кладбище,а где он? Я живу на 2-Заставе но до Западного кладбища от нас вообще не уехать,а как людям с города? Пусть сами перевозчики проедут своими маршрутками до Западного кладбища,и услышат отзывы о перевозчиках.Хоть мы понимаем,что водители в этом не виноваты.По 280 маршруту часто ходят маленькие маршрутки,с малым количеством сидячих мест,а на остановке пожилые люди,которые не могут даже «влезть» в маршрутку.Спасибо перевозчикам,которые думают о нас,как бы с нас больше содрать,чтобы на своих «Мерседесах» «BMW» и других иномарках доехать к своим близким на любые кладбища нашего города? Бог им судья! А как работают карманники на указанных маршрутах? С чьего позволенья? А всем кто пишет о льготах «Детям войны» хочу сказать не дай бог Вам попасть в ситуации и Бог Вам Судья за Ваши мысли и ошибки.И радуйтесь и пусть всегда над нами будет чистое мирное небо!
А вы вообще знаете о доходах водителей? В день они хозяину маршрутки отдают минимум 600-800 гривен, а то что осталось, это 150-200 гривен берут себе. За год владелец с одной маршрутки получает 30000$. Это окупается любая маршрутка, а после этого у него чистый громадный доход. И после этого вы ещё их жалеете, так как они не получили 2 гривны с бабушки, у которой пенсия размером с их дневной заработок? Из такого расчета цены на проезд и так превышают любой разумный предел, а вы ещё жалуетесь о большом количестве категорий льготников.