Многие десятилетия этот парк является одним из самых посещаемых городских мест. Задуманный архитектором Францем Боффо, парк этот должен был появиться на карте Одессы еще в 40-е годы XIX столетия. Но нехватка средств отодвинула планы на три с половиной десятка лет…
Император Александр II, в очередной раз посетив Одессу, благосклонно отнесся к идее закладки нового городского парка, и с сентября 1875 года парк, называвшийся до этого Крепостным бульваром (и сегодня на его территории находятся фрагменты Карантинной крепости), стал именоваться Александровским. Более того, император лично посадил первый дубок. А через 16 лет, в мае 1891 года, в десятую годовщину злодейского убийства Александра Николаевича, на центральной аллее парка был установлен величественный памятник (скульптор Н.И.Баринов, архитектор А.К.Бруни) – курган, на котором высится колонна из лабрадора. На плите с ее восточной стороны значилось: «На сем месте Царь-Освободитель 7 сентября 1875 года соизволил быть парку имени его и посадил первое дерево», плита с западной стороны гласила: «Александру II — благодарная Одесса». Здесь же была установлена мемориальная доска с портретом императора на медальоне. Венчали колонну двуглавые орлы и шапка Мономаха, а на кургане был изображен вензель Александра II.
Издевательства над монументом начались в 1920-м году, когда бессовестные переписыватели истории задрапировали его кумачом, выковыряли портрет императора, чтобы на это место установить изображение Карла Маркса. Александрийская колонна стала называться Колонной III Интернационала.
В 1954 году, когда широко отмечалось 300-летие Переяславской Рады, оказалось, что отныне памятник посвящается воссоединению России и Украины. Однако вскоре у культурологических вандалов родилась новая идея. На исковерканных мемориальных досках монумента появились надписи, свидетельствующие о том, что воздвигнут он в честь «основателя города» генералиссимуса А.В.Суворова, а на место уничтоженного барельефа царя Александра Николаевича установили барельеф другого Александра – Васильевича, генералиссимуса. В таком виде колонна простояла довольно долго, вызывая насмешливые улыбки настоящих одесситов, которые хорошо понимали, что называть «основателем Одессы» человека, чья нога не ступала на ее территорию, — просто несерьезно.
Потом, на первой волне «гласности», новое поколение любителей полуправды решило «палку не перегибать», а ограничиться замаскированной, такой, знаете ли, полуложью. В этом легко убедиться и сегодня, весной 2012 года: на одной доске начертана точная дата основания парка, на другой указано, и тоже правильно, что на этом месте располагался Андреевский редут крепости, «построенной А.В.Суворовым» (это неправда!)*. Сейчас колонна уже носит свое первое название, но состояние ее просто удручающее.
В таком же непотребном состоянии находятся чудом сохранившиеся упомянутые выше фрагменты Карантинной крепости. Здесь, в Пороховой башне, еще совсем недавно размещался музей парка, прекративший свое существование в результате пожара. Построена была крепость в 1793 году – за год до основания Одессы, а в 1811 году передана в распоряжение городского Карантина и с тех пор называлась Карантинной.
Зеленый театр — в частной собственности
Свое сегодняшнее название – Центральный парк культуры и отдыха им.Т.Г.Шевченко — парк получил весной 1920 года. Но как бы он ни назывался – в честь царя-освободителя или великого украинского поэта – в любом случае требуются финансовые затраты (и немалые) для его достойного содержания.
Нельзя не вспомнить о некоторых парковых сооружениях из, так сказать, новейшей истории. Некоторые из них, просуществовав совсем недолго, исчезли навсегда. К последним относятся безжалостно сожженные в сумасшедшие 1990-е годы «ракушка» на центральной аллее (место бесплатных концертов под открытым небом) и деревянные павильоны работавшей в летнее время библиотеки с читальным залом.
Исчез построенный в 1936 году Центральный стадион, уступив место открывшейся в прошлом году современной красавице-арене. И хоть теперь исчезла возможность у посетителей стадиона любоваться сказочной панорамой Одесского залива со стоящими на рейде судами, с благодарностью и ностальгией вспоминая стадион старый, исчезнувший, мы отдаем дань «Черноморцу» новому и современному, потому что жизнь идет вперед…
И, наконец, не могу без боли вспомнить еще об одном парковом сооружении. Если с центральной аллеи (когда-то она называлась Сабанской, потому что проистекала из Сабанского переулка), в самом ее начале завернуть чуть-чуть вправо, вы окажетесь перед тем, что еще недавно носило название «Зеленый театр». В ограждении ржавых секций забора заросший бурьяном котлован с остатками оснований скамеек, притон бомжей и бездомных собак, великое множество которых разгуливает по парку.
Открытый в 1936 году, Зеленый театр, чьи расположенные амфитеатром трибуны и партер вмещали 3500 зрителей, славен хоть и не длинной, но весьма насыщенной событиями историей. Между прочим, оба эти сооружения имеют общего архитектора, работавшего как в одной, так и в другой архитекторских группах. Это Рашель Абовна Владимирская, которая «в продолжение многих лет была одной из самых ярких фигур в научной историко-краеведческой секции «Одессика» Дома ученых», как вспоминает известный одесский краевед Олег Губарь. А вырос театр, можно сказать, «не на голом месте». Еще в конце XIX столетия возникла идея создания искусственного пруда, который имел бы очертания Черного моря. Достаточно быстро был выкопан котлован, и… дело остановилось.
Искусственная ложбина (одесситы продолжали называть ее Черным морем) приглянулась сначала любителям совсем еще юного футбола, о чем вспоминает Юрий Олеша, а в начале 1930-х годов – проектировщикам будущего летнего театра. С первых же дней после открытия он стал престижнейшей концертной площадкой и оставался таковой до середины 1970-х. Потом как-то незаметно «центр тяжести» начал смещаться в сторону летнего театра в Городском саду. В Зеленом театре все реже устраивались концерты, потом он и вовсе перестал функционировать. А где-то на стыке ХХ и XXI веков произошло и вовсе позорное явление – Зеленый театр, находящийся на территории парка культуры и отдыха, оказался… в частной собственности. И явно прослеживается недоброе желание его сегодняшнего владельца сделать все для того, чтобы театр – совсем еще недавно любимое место посещения горожанами – исчез с карты парка. Ответ на вопрос «Зачем?» лежит на поверхности. Кстати, события 2005 года в Одессе прекратили деребан парковой территории, когда уродливые многоэтажки появились буквально рядом с Аллеей Славы. С этими новостройками уже ничего не поделаешь, но дело чести городских властей сделать все для того, чтобы многострадальный Зеленый театр вернулся в собственность громады.
Новые вандалы оказались более жестокими
Вспоминаются и такие «приятные мелочи» из моего далекого детства, как питьевые фонтанчики, сохранившиеся «с раньшего времени». Один из них находился неподалеку от Александровской колонны, второй – возле Арки Ланжерона. Это были массивные, несколько вычурные чугунные чаши на чугунных же пьедесталах. Их пощадили даже оккупанты – в отличие от нового поколения молодых вандалов…
Тревожно звучат последние новости, касающиеся Центрального парка, о массовой порче его растительности – в разных местах все чаще обнаруживаются деревья с серьезными повреждениями коры, что ведет к неминуемой их гибели. Что это – очередная попытка постепенного уничтожения столь необходимого городу парка для будущей застройки территории у самого моря? Очень не хочется в это верить…
Конечно, на наших глазах погибает некогда прекрасный зеленый массив, что требует немедленного вмешательства и городских властей, и лично губернатора: отсчет времени пошел не на годы – на месяцы…
Место памяти
В День Победы, в День освобождения Города-героя от фашистских захватчиков, в День его рождения тысячи и тысячи горожан устремляются по дорожкам парка к Аллее Славы, где лежат погибшие за Одессу герои, к Вечному огню памятника Неизвестному матросу, торжественно открытому 9 мая 1960 года. Он сооружен в честь воинов Приморской армии и моряков Черноморского флота, героически оборонявших Одессу в 1941 году. Для всех нас это истинно святое место.
* Крепость, как и сам город с его портом, строилась истинным основателем Одессы де Рибасом и его верным помощником и единомышленником де Воланом.
Анатолий ГОРБАТЮК.
Все хорошо в комментарии,одно плохо,когда в бочку с медом какой-то мудак опускает ложку дегтя.Так и у Горбатюка.Да никакого отношения к основанию,а тем более к строительству Одессы аферист Дерибас не имеет.И слава богу.А вот кому Одесса действительно обязана своей красотой так это герцогу де-Ришелье и де-Волану.
полковник Дерибас с полком российских войск и шесть полков казаков под командованием Сагайдачного штурмом овладели крепостью Хаджибей!!!Вот какое отношение имеет Дерибас к Одессе! понял приезжий !!!???
«Таки да одессит», не переживайте ,очень много пишут разной ерунды, я «Одесситу» даже не стала отвечать.Такой маразм и глупость встречаются на каждом шагу, а Вам ,спасибо за неравнодушие и ,что , в отличии от меня, не стали молчать.
А Карантинная крепость в парке действительно ужасна. В детстве я ее сильно боялась. А ее башенка, где был раньше музей превратилась сейчас в место для бомжей.
Когда там поставят нормальные скамейки? Те что есть — поломанные и их очень мало. В парке хочется отдохнуть, пообщаться с друзьями, а сесть негде.
Я согласна с автором, что фонтанчики питьевые в парке, да и по городу очень нужны. Особенно летом. И было бы так, как Риме. Там воду можно не покупать — захотел пить, попил воды из фонтана. Разве это трудно пустить там питьевую воду?
Кстати, скоро одесские матери пройдут парадом из Аркадии в парк Шевченко. Шествие «Здоровая мама-здоровый ребенок» состоится 13 мая в 14.00 и будет приурочено ко Дню матери. Может быть, женская половина человечества спасет этот зеленый остров?
Морячок
Слышали, центральную аллею парка Шевченко, а также одну из улиц, прилегающих к парку могут назвать в честь российского царя Александра ІІ? Но ведь в Одессе уже есть улица, названная именем Александра ІІ – Александровский проспект. Зачем еще здесь этого монарха приплели?
Я не по наслышке знаком с историей этого парка, ибо работал там на стыке 90-х и 2000-х годов. В то время директором парка был человек, который по совместительству был ещё и владельцем крупнейшего концертного агенства города и использовал управление парка как бесплатный офис своей фирмы, а Зелёный театр как бесплатную концертную площадку, хотя она уже тогда была в весьма плачевном состоянии. Но на благоустройстве парка его баснословные прибыли от левых концертов никак не отражались, разве что иногда выдавались какие-то гроши парочке бомжеватых уборщиц, которые проживали на хоз.дворе (напротив ветеринарной клиники «Друг»), чтобы хоть они не сбежали, ибо на Аллее славы надо было кому-то мести перед приездом городского начальства пару раз в год. Кое-что после концертов перепадало и «грозной» охране Зелёного тетра, состоявшей из нескольких старых алкашей, которые там и ночевали.
Ну да ладно, Бог судья этому директору ибо его уже нет в живых, а о мёртвых плохо не говорят. В целом он был культурный и интеллигентный человек.
После его смерти в парке вообще несколько лет отсутствовало руководство. первое время там пытался командовать бывший зам.директора — абсолютно бездарный, глупый человек, никакого отношения к культуре и парковому делу не имеющий, бывший водолаз. Он получил инвалидность во время работы и его «трудоустороили» на тёплое местечко, где можно абсолютно ничего не делать и якого «законно» рубить денежки. он в основном имел деньги на поборах с торговцев во время футбольных матчей, концертов, массовых праздников на территории парка, кое что традиционно откидывал иногда парочке всё техже старых ханыжек, которые создавали в парке видимость уборки и был в принципе доволен жизнью.
В это время Зелёный театр был полностью оккупирован хитрыми дельцами из управления семьи и молодёжи, которые проводили там многочисленные концерты, рок-фестивали и ни копейки никому не платили. не платили они и за электорэнергию, в результате чего из-за их бурной деятельности и работы десятков киловатт звука, света и пр. у парка образовался долг за электричесво, составлявший огромную по тем временам сумму. Всё от того, что подстанция, от которой был запитан Зелёный театр, находилась на баллансе парка, которая стоит на маразлиевской. не доходя до начала Троицкой. Этот долг доселе не погашен. Я вспоминаю концерты Иванушек Интернешнл на пике их славы и тысячи сопливых дечёнок, набивавших до отказа Зелёный театр, вспоминаю концерт групп ДЕМО, Вирус и так и не приехавших Отпетых мошенников, когда в театре было 6 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК при вмещаемости 3500. Рок-концерты Арии, коррозии металла и пр., ежегодные фестивали «Пикейные жилеты» и многие другие концерты. Тысячи людей по билетам без мест и печатей (ставился только штамп с датой) и нигде не учтённых, по явно завышенным ценам. Денег с одного концерта иванушек, а их было на моей память 3 или 4 при полных аншлагах, хватило бы, чтоб отремонтировать весь парк, фонтаны, скамейки заказать, выплатить задолженности по зарплате(многие её так и не получили), расчитаться с долгами по комуналке, отремонтировать туалеты, водопровод, отреставрировать памятники. Однако ничего этого не происходило. после грандиозных концертов туда загоняли 3-4 пьяниц и они убирали театр за то, что все бутылки были их трофеями. К вечеру они сдавали в ближайший пункт свою добычу и на вырученную прибыль на неделю уходили в беспробудный запой. И так до следующего концерта. Всё это левое и шаровое бабло просто оседало в карманах нескольких ушлых деляг из управления семьи и молодёжи, какая-то копейка видимо перепадала тупому хапуге-водолазу из управления парка, кое-что местным ментам за охрану, ну и пустые бутылки — доблестной охране татра. Ни в кассу парка, ни в гор.бюджет ни на счета одессоблэнерго ни попало ни копеечки. А потом пришёл как-то в управление парка тогдашний глава Жовтневого района И.О. резник и сказал:»ребята, пишите заявления по собственному и чтоб завтра вас тут не было. Я вообще не понимаю, что вы тут делаете и чем руководите». Зелёный театр решением сесси горсовета (а точнее решением Р. Боделана) был юридически выведен из стрктуры парка переподчинён непосредственно городскому голове и им же передан в долгосрочную аренду на 49 лет фирме своего племянника, где этот объект культурного наследия и пребывает по сей день.
Вот такая печальная история. Это лишь несколько эпизодов, рассказывающих о беззакониях, творившихся в парке Шевченко, о жадных хапугах-«керивныках», для который есть только одно на земле свято место — собственный карман, о вороватых аферистах из многочисленных комитетов и управлений горисполкома по молодёжи, культуере, спорту и пр «гуманитарным» вопросам. Сколько же зла могут наделать эти ьгоре-руководители, которые по блату оказываются на тёплых местечка и превращаются в уездных царьком-самодуров, путающих свою личную шерсть с государственной, как сказано в одном старом фильме.