Прошло уже более двух недель с тех пор, как правительство запретило взимать плату за парковку, если место стоянки не оборудовано паркоматом. Тендер на установку этих устройств в Одессе провалился: то ли никто из предпринимателей не захотел связываться с городской властью, то ли никому не интересен парковочный бизнес «по-белому». А в это время на паркинге в Аркадии появилось странное устройство, которое вызвало живой интерес одесситов – как же оно будет «парковать»?
Постановление Кабмина № 1342 «Правила парковки транспортных средств» было принято еще 3 декабря 2009 года. Пункт 14 этого постановления гласит: «Отведенные площадки для платной парковки обязательно должны быть оборудованы парковочными автоматами из расчета не менее одного автомата на десять мест для парковки с обеих сторон вдоль проезжей части улицы, дороги или тротуара». Этот пункт должен был вступить в силу с 1 января 2012 года. Как известно, потом парковщикам дали еще три месяца отсрочки.
Таким образом, у коммунального предприятия (КП) «Парксервис-Одесса» было два года в запасе на то, чтобы оборудовать парковки паркоматами. Естественно, никто палец о палец не ударил. Причина, как ни крути, очевидна – как только деньги автолюбителей начнет собирать «робот», они пойдут в городскую казну, а не в карман тем, кто годами «кормился» с парковок. Да и установка паркоматов, как оказалось, требует определенных вложений. Справедливости ради стоит отметить, что в других городах Украины ситуация не лучше. По словам начальника Управления благоустройства территорий и коммунального обслуживания Минрегионстроя Украины Александра Игнатенко, только 5% парковок в Украине оборудовано паркоматами.
И вот теперь парковочный бизнес подвергся резкой «детенизации»: взимать плату можно только через паркомат, парковочные талоны продавать только по безналичному расчету. Между тем, курортный и клубный сезоны начнутся уже скоро. А ведь, как известно, парковки у пляжей и клубов – это «золотое дно». И в Одессе, похоже, нашли выход из ситуации.
Парковка в Аркадии сквозная: въезд со стороны улицы Генуэзской, выезд – на улицу Каманина. Странный аппарат установлен со стороны Генуэзской. Многие водители посчитали, что это и есть паркомат. Однако это не так.
Нам удалось выяснить, как предполагается взимать плату с помощью установленного устройства. При въезде водитель нажимает кнопку на аппарате, получает чек с указанием времени въезда и стоимостью часа парковки (7 грн. в час), шлагбаум подымается — и машина проезжает. При выезде оплачивается время стоянки в полных часах.
Вопрос в том, кем взимается плата? Похоже, что сотрудники парковки деньги все же будут получать на руки. А ведь это именно тот фактор и пытаются исключить.
В итоге то, что устанавливается в Аркадии, и, как говорят, скоро будет установлено при въезде на парковку на 13-ю станцию Большого Фонтана, является не паркоматом, а терминалом. Автоматический въездной и выездной терминал – это система устройств, которая предназначена для пропуска (выпуска) транспортных средств на площадки (с площадок) для парковки и может быть оборудована устройством для уплаты сбора за парковку.
Деньги должен получать «робот»!
На сегодня организация парковки в Аркадии еще не завершена. По крайней мере, 12 апреля в 18.00 нам не удалось застать ни одного сотрудника паркинга, за исключением женщины, одиноко сидящей в будочке на въезде, при поднятом шлагбауме. Территория парковки сейчас активно используется для транзитного проезда с улицы Генуэзской на улицу Каманина и обратно. Те, кто оставлял машины на стоянке, кнопочку на автомате не нажимали и ни за что не платили.
Однако, даже если к лету будет организован жесткий контроль въезда (выезда), автомат будет выдавать только чеки, а плату по ним все равно будут принимать люди. И, значит, опять появится масса способов провести часть денег мимо городской казны. Поэтому у городских властей есть, похоже, только один выход: для того, чтобы получать прибыль от парковок, придется проявить политическую волю и принять решение о закупке, пусть и дорогих, но полноценных парковочных автоматов.
В противном случае автовладельцы опять будут платить кому-то, но только не в городской бюджет.
Как быть владельцам годовых парковочных талонов?
На сегодня нет достоверной информации о том, как быть тем, кто приобрел в начале года годовые парковочные талоны. Однозначно можно утверждать лишь то, что на оборудованных паркоматами местах талон будет действовать.
Что же касается парковок в пляжной зоне, то, как известно, парковочный талон действует в пределах I, II и IV территориальных зон Одессы. Прибрежная территория относится к III зоне. Поэтому в прибрежной зоне, владельцы талонов при наличии паркоматов будут платить.