Как защищают запрещенную рекламу сигарет
В сентябре «Свідомо» анализировало ситуацию, возникшую в результате того, как после двухлетних боев была запрещена реклама табачных изделий в прессе и на публичных мероприятиях — от концертов до выставок (опубликовано в газете «Одесская жизнь», № 41). Также структуры, занимающиеся табачным бизнесом, источником одной из основных причин смертности в Украине, лишили права афишировать свое спонсорство, менять сигареты на подарки и жертвовать деньги государству. Табачным лоббистам тогда удалось сохранить только одно место для рекламы. Правда, самое важное — в точке продажи. Киоски, магазины и кассы супермаркетов продолжили продажу табачной продукции. Именно здесь реализуется львиная доля от общего объема товарооборота.
Депутаты всех фракций парламента активно лоббировали закон, согласно которому общественные места и в дальнейшем могли бы пестреть постерами, стендами и видеоинсталляциями. Прошло уже больше месяца, но законопроект до сих пор не направлен Виктору Януковичу на подпись. Почему? «Свідомо» восстановило ход исторических событий.
Фестивальный «атрибут»
Киев, 12 мая, 2011 год. Международный выставочный центр. Фестиваль-дискотека «Пиратская станция «Teatro. Urban wave»
— Девушка, без пачки сигарет ну никак. Вот смотрите: здесь можно купить, — блондинка с натянутой улыбкой объясняет, что если мы с другом не купим сигареты, то в лаунж-зону огромного выставочного зала не попадем.
— А если мы не курим вообще, то что нам делать?
— Купите и отдайте друзьям! Разве никто из знакомых не курит?
Такое впечатление, что среди тысячи гостей только я с другом не курим. Весь зал заполнен дымом и пеплом. Курят и в туалете, и на танцполе, и в буфете.
— Можете сфотографироваться, но для начала, — девушка интригующе разворачивает к нам лэптоп, по экрану которого прыгает верблюд, — купите пачечку «Camel».
— Мы не курим, — в очередной раз приходится убеждать консультантов Urban wave, которая под своим брендом проводит уже не первый фестиваль для материнской компании – гиганта табачного бизнеса JTI..
Политикум: «за» и «против» рекламы сигарет
Киев, 22 сентября, 2011 год. Верховная Рада
Под крики уличной манифестации активистов движения «За Украину, свободную от табачного дыма» принимается закон о запрете рекламы сигарет. В полном составе голосуют коммунисты, Народная партия и группа «Реформы ради будущего». Более половины голосов отдает «Наша Украина — Народная самооборона». В Партии регионов и Блоке Юлии Тимошенко закон поддерживает меньшинство.
Именно в этих крупнейших фракциях, якобы смертельно враждующих между собой, бок о бок сражаются противники ограничений для табачного бизнеса. Самая активная в Партии регионов — Елена Бондаренко, близкая соратница Бориса Колесникова, тормозившего в правительстве нанесение на пачки страшных картинок. В БЮТ себя проявляет Елена Кондратюк — жена гендиректора телеканала ICTV и владелица рекламной фирмы. Именно она публично высказывается против идеи авторов закона запретить рекламу и в точках продажи. Но отстаивать табачный бизнес с парламентской трибуны, откуда ведется телетрансляция и стенограмма, неудобно. Поэтому все табачные лоббисты высказываются максимально путано. В конце концов, запутывают и себя.
Наконец, прямо в зале закон принимается с требованием прекратить рекламу и в киосках, магазинах, супермаркетах. Ответственный за голосование Партии регионов Михаил Чечетов заявляет «Свідомо»: с таким запретом закон бы не прошел. То есть дирижер фракции власти не знает — двумя третями голосов парламента запрет введен.
Законодательные перипетии
Киев, 26 сентября, 2011 год. Верховная Рада
Спикер Владимир Литвин должен передать текст закона Президенту. Но, как выясняет соавтор закона Леся Оробец из «Фронта перемен», из документа исчезают слова. Во-первых, о том самом запрете рекламы в точках продажи, который парламент ввел. Во-вторых, о запрете афишировать спонсорство, за что все голосовали сознательно. Табачникам дают зеленый свет и в дальнейшем организовывать фестивали, концерты, вечеринки для продвижения своего товара.
Оробец пишет письмо Литвину о фальсификации закона. «Напоминаю, что, согласно Уголовному кодексу Украины, подделка официальных документов является уголовно наказуемым преступлением, влекущим за собой заключение сроком от двух до пяти лет», — заявляет «Свідомо» девушка-депутат с образованием юриста.
Закон «положат на полку»?
Киев, утро, 3 октября, 2011 год
Литвину отправляют еще одно письмо — из парламентского Комитета по свободе слова и информации. Именно в этом комитете и правили закон. В письме настаивают: «Закон требует надлежащего редактирования». Так кто же предлагает спикеру отнестись к проголосованному конституционным большинством документу словно к принесенной в редакцию заметке студента журфака? «Свідомо» получило копию этого письма.
Под ним подписи все тех же лиц — это Елена Бондаренко, Елена Кондратюк. Среди подписантов бютовцы Николай Баграев, Виктор Уколов, регионалы Владимир Ландик, Орест Муц, Алексей Федун, самооборонец Юрий Стець и коммунист Александр Голуб. Как видим, никакого деления на «власть-оппозицию» в проблеме ценой в десятки миллионов долларов и, как считает Всемирный банк, в миллионы жизней вовсе нет.
Спикер Рады поручает разобраться в деле регуляторному комитету.
Киев, 17 октября, 2011 год
Глава регуляторного комитета регионал Владимир Макеенко рекомендует переголосовать закон. Такой поворот событий дает табачному бизнесу новые шансы для успешного лоббизма… от дополнительных послаблений к откладыванию закона «на полку».
В цифрах
Исследование Всемирного банка свидетельствует: полный запрет рекламы сигарет может снизить количество курильщиков на 7%. Речь идет о 770 тысячах украинцев.
Мария ЗЕМЛЯНСКАЯ, бюро журналистских расследований «Свідомо», для «Одесской жизни».
Подростков нужно переориентировать на спорт
Так считает кандидат психологических наук, психоаналитик, преподаватель Одесского национального университета им. И.И. Мечникова Александр Сагайдак. Связаться и проконсультироваться с экспертом можно по телефону (097) 34 -95 -087 или написав на почту [email protected].
-Подростки начинают курить для самоутверждения и из групповой солидарности. Если они вращаются в среде курящих и этот коллектив для них важен, то что бы родители ни говорили о вреде курения, подросток все равно будет следовать пагубной привычке. курить. Но есть альтернативные способы решить проблему курения среди несовершеннолетних. Они могут самоутвердиться, например, в спортивной среде, где курить «немодно». И если, как мы уже сказали, корни курения в самоутверждении, то главное — сориентировать тинейджера на «правильную» среду. Ведь в спорте самоутвердиться намного сложнее, чем в курящей компании.
Одесские табачные ларьки игнорируют закон
Редакция «Одесской жизни» провела собственное расследование. Мы выяснили, что, хотя многие табачные ларьки в Одессе и сообщают на своих рекламных наклейках: «Мы не продаем сигареты несовершеннолетним», согласно статьям 15, 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», на деле все совершенно не так. Мы проследили, как сигаретные ларьки, расположенные невдалеке от школ и колледжей, спокойно продают свою продукцию учащимся, например, на переменах. У выбегающих учеников не спрашивают возраст, а уж тем более не требуют паспорт. Ребята тут же идут за угол школы или колледжа и курят практически на глазах у учителей и преподавателей.
Отметим, что продавцов не пугает штраф в 6 800 гривен, однако фотографа-корреспондента «Одесской жизни» они испугались и комментировать данную ситуацию отказались.