В мире искусства постепенно растет число художников украинского происхождения, картины которых оцениваются чуть ли не в миллион гривен. Среди этих мастеров есть и одесситы. Например, Александр Ройтбурд, Игорь Гусев и Вадим Бондаренко. Что же нужно сделать, чтобы творчество сочеталось с успехом, — выясняла «Одесская жизнь».
СЕКРЕТ №1: Работа должна приносить удовольствие
В 2009 году в Лондоне Александр Ройтбурд он продал свою картину «Прощавай, Караваджо!» за 97 тысяч долларов. По словам художника, она была написана под впечатлением похищения из одесского музея Западного и Восточного искусства знаменитого полотна Микеланджело да Караваджо «Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу».
По данным промоутерской компании «Галерея», которая занималась подбором картин для торгов на старейшем английском аукционе Phillips de Pury & Company, картина Ройтбурда была продана по цене, вдвое превысившей стартовую. Полотно через посредников приобрел анонимный покупатель.
Как говорит одесский искусствовед Михаил Рашковецкий, произведения современных украинских авангардистов сейчас в моде за границей. Так, полотна Александра Ройтбурда выставлены в Третьяковской галерее, экспонируются в США, Израиле и Словении. Художник, живя в Киеве на Почайнинской, 48, и сейчас приезжает в Одессу. Киевский «Житний рынок» ему часто напоминает «Привоз».
Александр Ройтбурд, среди своих просто «Рой» или «Шурик», — нескрываемый гедонист, то есть он от всего любит получать удовольствие. Даже во время «Оранжевой революции» он, немного постояв на площади, звал друзей к себе домой погреться в ванне и выпить хорошей водки.
В результате получился видеопроект «Матрица: Интервью», где Александр соединил кадры из фильма «Матрица: Революция» с образами украинских политиков.
Как известно, искусство делится на то, которое приятно создавать, и то, которое приятно созерцать. Работы Ройтбурда не всегда вызывают приятные впечатления, но зато он всегда их делает с удовольствием.
На вопрос, что нужно сделать, чтобы одесские художники стали действительно «дорогими» для Европы, Александр ответил, что в разы увеличил бы расходы на культуру и на интеграцию в европейскую культуру. Причем, в ущерб социальным проблемам.
СЕКРЕТ №2: Социальные акции — способ привлечь к себе внимание
В этом году Игорь Гусев отличился на майских всемирных торгах в Нью-Йорке, продав свою картину под названием «Борат-Казахстан-Байконур» за 18 тысяч 750 долларов. Картина изображает ироничный портрет Саши Барона-Коэна в скафандре советского космонавта.
Чуть позже, в августе, успешный одессит участвовал в киевской выставке двадцати знаковых украинских художников «20 років присутності». По мнению Игоря, со временем спрос на арт-кумиров 90-х будет только расти, надо только подождать.
Есть мнение, что вся нынешняя когорта продаваемых и регулярно выставляемых одесских художников – результат инвестиций Джорджа Сороса.
— На какое-то время Сорос действительно активизировал художественный процесс в Украине. Но он же, сам его и свернул. На остаток из его гранта я купил себе видеомагнитофон, — признается художник.
Одесситам Игорь Гусев запомнился как организатор акции очистки от вандалических надписей на Воронцовской колоннаде возле Тещиного моста, а также различных акций на Староконном рынке.
Как и Александр Ройтбурд, Игорь Гусев «не напрягается» по жизни. Однако интерес к нему у кураторов и аукционистов неподдельный. Его работы берут на торги постоянно. Причем, как замечает искусствовед Михаил Рашковецкий, сегодня украинцев на торгах современным искусством даже больше, чем русских.
СЕКРЕТ №3: Работайте там, где вас любят
Одесский художник Вадим Бондаренко, ныне живущий с женой и родителями в Голландии, продается под ником «Bondero». Это знаковая фигура одесского авангарда девяностых и нулевых. Живописец уже хорошо известен и в Нидерландах.
Летом он приезжал в Одессу, и мы успели с ним пообщаться. Вадим старается прикрыться незнанием культурологии, однако поясняет, что работает в стиле модерн, который передает современными художественными средствами и в современной интерпретации. Расценки на работы мастера поднимаются до15 тысяч долларов.
В прошлом году Вадим издал детективный роман «Ипостась» о художниках Одессы, Киева и Москвы. В частности, здесь фигурирует его друг Игорь Гусев, а также всеми узнаваемая Ута Кильтер.
…«Обстановка и впрямь вызывала недоумение. Захолустная маленькая квартира в ряду других захолустных квартир, занимавших изрядно обшарпанный двухэтажный дом в районе Старопортофранковской. Старый фанерный стол, испещренный шрамами от острых столовых приборов. Позади окно с видом на разворошенные витрины. На стене несколько неплохих подражаний южнорусским мастерам. Их повесила Ута во время своего недолгого увлечения поиском кладов. Тогда она планировала помогать мне и даже сама собиралась искать затонувший фрегат. Тогда у нас еще были мечты. Потом на сцене появился Игорь Гусев…».
Вообще, все, что ни делает Bondero, — это остроумно и выверено с точки зрения успешности и продаваемости проекта. Например, он занимался украшением интерьера своими работами львовской «Пиццы Челентано», также его творчество хорошо известно посетителям киевской «Пиццы» на Троещине.
Несмотря на то, что он часто выставляется и продается в Украине, Вадим выбрал жизнь в Роттердаме, ведь родина художника там, где он принят ко двору и обласкан грантами.
Неплохой материал. Жаль что там только присутствуют лица из «одной» тусовки. Да и «миллионов», обещанных в заголовке в статье так и нет. Та же Оксана Мась, по моему, гораздо ближе к этим самым миллионам.