В горэлектротранспорте работают династиями и собирают трамваи буквально из металлолома.
В нынешнем году, 10 сентября, исполняется 101 год одесскому трамваю. Наш город одним из первых во всей Российской империи обзавелся этим видом транспорта. А еще одесситы настолько полюбили трамвай, что сами начали их весьма успешно собирать. Поэтому «Одесская жизнь» решила накануне праздника прогуляться по трамвайному депо и разузнать все транспортные секреты города.
Сначала была конка
Одесса по праву гордится тем, что половина ее истории связана с трамваем. Хоть трамвай как таковой в нашем городе появился 101 год назад, у нас принято начинать историю трамвая от конки — конно-железной городской дороги. Первые «запряженные» трамваи появились 20 июля 1880 года. Одесса стала четвертым городом Российской империи после Москвы, Петербурга и Казани, где появился этот вид транспорта.
Вездесущие бельгийцы
Одесса обязана бельгийцам не только водопроводом и электросетями, но и первым трамваем. Именно европейцы не просто построили в нашем городе трамваи, но и предугадали многие маршруты, по которым до сих пор ходят наши трамвайчики.
— С 11 сентября 1910 года схемы мало поменялись, только в центре они претерпели серьезные изменения, — рассказывает директор КП «Одесгорэлектротранс» Дмитрий Полунин. — К примеру, убрали трамвай с Ланжероновской.
Бельгийские вагончики до наших дней практически не сохранились. Но в минувшем году, к столетию одесского трамвая, один из таких восстановили и теперь пускают на праздники по городским улицам.
Трамвайные фанаты
Работать в городском электротранспорте в нашей стране не так уж прибыльно, и тем не менее для многих одесских семей это занятие весьма почетно. Поэтому в трамвайно-троллейбусном деле немало трудовых династий, а также людей, которые работают здесь всю жизнь, даже после выхода на пенсию. Нам удалось, например, познакомиться с водителем маневренного трамвайного депо №1 Валентиной Трачук. У нее уже 32 года стажа. Шесть лет назад она вышла на пенсию.
— И до сих пор не могу расстаться с любимой работой, — смеется она.
Кстати, во время нашего разговора рядом с ней находились представители трудовых династий коллектива Дмитрий и Александр.
Одесса — родина трамваев?
Среди одесситов есть немало тех, кто помнит, как по улицам города ездили трамваи made in Odessa.
— Это были весьма грузные гремящие трамваи и в них было очень холодно, — рассказывает одессит Вячеслав Погуляй.
Их собирали все на базе того же трамвайного депо №1, в начале улицы Водопроводной, на вагонно-ремонтном заводе (ныне отель «Токио star»).
Однако Одесса не долго была родиной «рогатых». Позднее наши трамваи были вытеснены чешскими.
«Вечные чехи»
В середине 60-х годов прошлого века в Одессу поступили первые чешские трамваи К3. Пассажиры сразу же оценили их удобство — вагоны были теплые, комфортные и тихоходные.
— Они прошли проверку временем. Ведь все наши современные трамваи — это модернизированные «чехи», которые служат нам более четырех десятков лет, — рассказывает Дмитрий Полунин.
В середине 1980-х у нас было 410 таких вагончиков. Последний приехал в город в 1986 году. С тех пор, к сожалению, чешское чудо оказалось нам недоступным.
На линиях — дети «Южмаша» и одесских мастеров
Сейчас все новые одесские трамваи — отечественные. Город приобрел около десятка вагонов К1 и К2 у Днепропетровского гиганта «Южмаш», но вот позволить себе массовую замену подвижного состава Одесса не смогла. Поэтому наши мастера занялись модернизацией стареньких чешских трамваев.
— Десять лет назад на день города вышел первый модернизированный трамвай, — хвастается Дмитрий Полунин. — Их делают наши специалисты, причем, не на заводе, а на нашей базе, где даже нет нормального оборудования.
Умелые мастера выпустили уже 108 «старых новых» трамвайчиков.
— Проводится капитальный ремонт кузова, тележек, замена бандажей, меняются редукторы и система управления с контакторной на транзисторно-импульсную, — рассказывает директор КП. — Она намного более экономичная — тратит на 40% меньше электроэнергии.
Кстати, последний обновленный трамвайчик был выпущен как раз накануне нашего общения с Дмитрием Полуниным, 25 августа. Получился еще один подарок ко Дню города.
Выжила треть
В 1980-е годы на линии ежедневно выходило 410 трамваев и 210 троллейбусов, а в нынешнее время ежедневно выходят лишь 130-140 трамвайчиков и 120 троллейбусов. Резкий спад произошел в девяностые годы. Но в «Одессгорэлектротрансе» все же вынашивают планы по расширению троллейбусной сети на месте, где раньше ходили трамваи — по улицам Мельницкой и Балковской.