Новости Одессы и Одесской области

Как в Украине переписывают учебники истории?

Учебники истории переписывают«Министр учебников не пишет. Я и рукописи не читаю, на это физически не хватает времени. Авторы пишут сами, квалифицированная комиссия отбирает лучшие». Так министр образования Дмитрий Табачник прокомментировал «Свідомо» тему, которая звучит все громе в разговорах ученых, политиков и просто неравнодушных людей: «Историю переписывают». В последнюю неделю заседаний парламента лидер партии «За Украину» Вячеслав Кириленко с трибуны обвинил министра, что тот скрывает содержание новых учебников. «Свідомо» их разыскало.

Учебники похудеют, уроков станет меньше

Этой осенью поменяются все учебники для одиннадцатиклассников. Причина — прошлогодний возврат к 11-летке в школах вместо 12-летки. В связи с этим нужно сжать все учебные программы. Если говорить об истории, то вместо двух уроков в неделю школьники получат один. Подобные сокращения затронут все предметы, включая физкультуру. Соответственно, похудеют и учебники. Однако по таким предметам как  «История Украины» и «Украинская литература» книги не только уменьшат, но и частично перепишут.
Новых учебников истории будет три. Все выбрали на конкурсе. Первое место по его результатам занял учебник профессора Елены Пометун, возглавляющей лабораторию обществоведческого образования Института педагогики Академии педагогических наук. Второе место выиграло произведение Станислава Кульчицкого, директора отдела истории Украины 20-30 годов ХХ века в Институте истории Национальной академии наук. Третий призер — учебник Алексея Стукевича, профессора Винницкого педагогического университета.

Националистам «подарили» одно предложение

Что они в них переписали? В нынешнем учебнике в главе об установлении советской власти на Западной Украине приведено воспоминание заключенного Бережанской тюрьмы о том, сотрудники НКВД арестовывали националистов. Далее идут три абзаца об Организации украинских националистов (ОУН), где упоминается, что ее основу составляла молодежь, и что ОУН имела значительное влияние на украинское общество. «Что вызывало серьезное беспокойство Москвы», — замечает профессор в нынешнем учебнике новейшей истории. В обновленном ею варианте воспоминания узника отсутствуют, а рассказ об ОУН умещается в одно предложение: «Борьбу против сталинского тоталитаризма в крае возглавила Организация Украинских Националистов, которая насчитывала около 20 тысяч человек».

С Гитлером, но без Шухевича

Содержание учебников истории теперь другоеВ следующий раз западноукраинские националисты появятся в теме про коллаборационизм, которой в нынешнем варианте учебника нет:
"Делали попытки прислужить новой власти и лидеры украинского националистического движения: в начале войны они уверяли руководство рейха, что будут на стороне Германии, но при условии, если Германия будет способствовать образованию на оккупированных вермахтом землях украинского государства. Однако А. Гитлер и его окружение отказали украинским националистам в поддержке их государственных проектов, видя в этом опасность для рейха. Немецкие оккупационные власти лишили перспектив украинский политический коллаборационизм».
Далее серьезных изменений нет. И в действующей, и новой версии учебника о борьбе УПА с НКВД/МГБ кратко изложены похожие факты. Гибель Романа Шухевича (как и Степана Бандеры) в обеих книжках не описана.

Минус Чорновол, плюс Щербицкий

Следующие значимые изменения находим в разделе, посвященном 1960-1980 годам. Отсюда изъяли заявление Петра Григоренко-участника боев под Халхин-Гол, во время войны с Германией — офицера Красной армии, в хрущевско-брежневский период — диссидента и узника советских психбольниц.
Вслед за ним не будет напечатано и письмо Вячеслава Чорновила Петру Шелесту, начинающееся словами: «Я ничего у Вас не прошу …». В нем речь идет о давлении советской власти на интеллигенцию.
Зато авторы добавили заявление многолетнего руководителя Компартии Украины Владимира Щербицкого «О задачах партийных организаций республики по дальнейшему улучшению работы с кадрами в свете решений ХХIV съезда КПСС».
Из названия темы о культуре тех времен изъято словосочетание "Русификация во второй половине 60-х-начале 80-х годов".

О Гонгадзе предпочли умолчать

В новоим учебнике истории большие переменыИ все же самые большие перемены в новом учебнике — в описании событий 1991-2005 годов. В новом варианте найдется место отрывку книги Леонида Кучмы "Украина не Россия" — о теневой экономике. Но почему-то совсем не будет сказано об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе и «кассетном скандале».
Иначе описаны события «оранжевой революции». В нынешнем учебнике эта история занимает целый раздел из восьми страниц. В новом ей будет посвящено четыре абзаца. Причем, термин «Оранжевая революция» Елена Пометун в обновленному учебнике вообще не использует…
Максим ОПАНАСЕНКО.
Бюро журналистских расследований «Свідомо»

 


Русский язык интересен половине одесситов

Пока в Киеве переписывали учебник истории, в Одессе де-факто ввели образование на двух языках — русском и украинском. В уставы всех школ и детских садов Одессы Горсовет внес изменения. Теперь родители могут выбирать на каком языке будут учиться их дети.
В управлении образования пояснили, что выбирать смогут язык преподавания с 1 сентября только первоклассники. Русский выбрали для своих детей примерно половина родителей.

Табачник хочет, чтоб было как в России

Министр образования Дмитрий Табачник считает, что украинские старшеклассники изучают чрезмерное количество предметов. Поэтому он предложил снизить их количество.
— Количество предметов в одиннадцатых классах необходимо сократить до восьми-девяти, как это делается в европейских странах и делает на постсоветском пространстве. Это уже вводится в России, где с 1 сентября дети переходят на восемь предметов, — отметил Дмитрий Табачник.
Напомним, что в настоящее время среднестатистический одиннадцатиклассник одесской школы изучает от одиннадцати до восемнадцати предметов.

Государство покупает «правильное» преподавание

По словам учителей истории, преподающих в одесских школах, в настоящее время они получили негласные методические рекомендации о том, как «правильно» обучать детей. В последнее время на курсах повышения квалификации и методических собраниях педагогам стали регулярно указывать на то, что они получают деньги от государства, а значит должны доносить до детей то, что требует держава.
— Нам приводили пример с покупкой хлеба, мол если мы приходим в магазин и просим хлеб, а нам дают булку, то мы же ее не будем покупать, — говорит учитель истории Алексей Швец (фамилия изменена по его просьбе). — Так и мы должны давать ту информацию детям, которую требует держава, как наш работодатель.
По словам учителя, куда более серьезная проблема — несоответствие учебников и методических изданий программе Внешнего независимого тестирования. К примеру, в учебниках и методичках одни обязательные для запоминания и изучения даты исторических событий, а в тестах — совсем другие.
— Это может негативно сказаться на результатах тестирования, если будет преподавать неопытный педагог, — заверил Иван Швец.
Еще одна беда — сужение времени изучения программы при одновременном сокращении часов. Фактически учителя не могут остановиться на более ли менее глубоком изучении тем. Педагог сомневается, что при изучении многих тем галопом по Европам дети просто не получат нужны знаний и вынуждены будут получать их самостоятельно.

Наталья Лесникова

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Михаил
Михаил
13 лет назад

Нашей стране, Украине, нужно вернуть её историческое законное название Русь. После этого станет понятно о чём надо писать в учебниках истории. А до тех пор порядка не будет.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции