Исполком Одесского городского совета принял решение, которое фактически стало первым шагом к переходу аэропорта «Одесса» в частные руки. Правда, окончательное слово еще должны сказать депутаты на очередной сессии Горсовета. По информации нашей газеты, они уже обсуждают это решение в комиссиях, а на повестку дня намерены вынести 8 июля. По плану мэрии, частники должны вложить в аэропорт сотни миллионов гривен. За эти деньги они отстроят новый терминал и приведут в порядок взлетно-посадочную полосу. Однако это решение вызвало бурную критику со стороны оппозиции, а горожане заволновались из-за цен на билеты.
Почему отдают аэропорт?
На данный момент в Украине только Днепропетровский аэропорт передан в частные руки. Одесский собрат до этого времени лишь сдавал в аренду имущество. Теперь его ждет та же судьба. Официальная причина передачи одесского аэропорта — у города нет достаточных средств для его реконструкции.
Впрочем, об этом говорят уже многие годы. Хоть аэропорт имеет очень хороший потенциал для развития, однако он давно нуждается в массовом вливания средств: терминалы не способны принять необходимый поток пассажиров, а посадка самолета на нашу взлетную полосу напоминает езду по стиральной доске. Более того, эта «взлетка» коротка для большинства современных самолетов. К примеру, на нее не может приземлится Боинг-737-800. В Горсовете заявляют, что на реконструкцию нужно 160 миллионов долларов.
— Если бы Одесса принимала «Евро-2012», то нам бы эти средства выделили из Госбюджета, как остальным городам. Но этого не случилось, поэтому теперь только инвесторы смогут заплатить нужную сумму, — рассказал мэр Одессы Алексей Костусев. — Я надеюсь, что уже в сентябре этого года мы забьем первый колышек. Я не исключаю, что это сделает лично Виктор Янукович.
Рост цен на билеты пока не предвидится
Чиновники обещают, что через два года реконструкция закончится и мы увидим новый аэропорт. При этом цена на билеты мало изменится. Напротив, когда начнут заходить новые компании и увеличится пассажиропоток, стоимость поездки начнет снижаться. Отметим, что несколько лет назад была первая попытка завести в Одессу более дешевые, бюджетные авиалинии компании Wizz Air Ukraine. Но вскоре рейсы отменили, так как из-за плохого качества взлетной полосы аэропорта фирме приходилось менять колеса каждый день.
Загадочное ООО
Решение о создании общества с ограниченной общественностью вместо коммунального предприятия вызвало немало вопросов со стороны депутатского корпуса. Народных избранников волнует, как город сможет контролировать предприятие, а главное, что будет с землей под ним.
— Земля ни при каких обстоятельствах не должна перейти в частные руки. Достаточно ли город защитил ее и имущество предприятия? — поинтересовался депутат Александр Шеремет.
Как рассказал вице-мэр Одессы Сергей Черненко, земля останется за городом, как и реконструированная взлетно-посадочная полоса. А вот здания и сооружения, включая терминалы, будут делить с инвестором. Для этого создадут совместное долевое предприятие города с частной компанией-инвестором. Ей отойдет 77,9 % собственности. Компания должна внести в уставный фонд 260 миллиона гривен и инвестировать 180 миллионов долларов в реконструкцию аэропорта.
Зачем нужна спешка?
Аэропорт отдают без конкурса и в короткие сроки по совершенно конкретным причинам.
Как считает доктор экономических наук, депутат Одесского областного совета Николай Шутов, всему виной предстоящие изменениях в законодательстве.
— Такая поспешность, видимо, связана с тем, что по имеющейся информации сейчас готовится правительственный законопроект, в котором будут четко прописаны механизм и правила передачи аэропортового хозяйства частному инвестору. Вероятно, государству следовало бы до принятия этого закона наложить мораторий на любые изменения форм собственности аэропортов.
Он добавил, что для Одессы, испытывающей острый дефицит площадей, более целесообразным был бы вывод аэропорта за пределы города с передачей его в государственную собственность. К примеру, в поселок Лиманское, где существует небольшой аэропорт. А земельный участок можно пустить под строительство доступного жилья.
— Международный аэропорт в черте города — это анахронизм, который объясним только лишь отсутствием свободных земельных участков за пределами городского поселения, — заверил он.
Кто заплатит?
В муниципалитете проходят экспертизу три варианта реконструкции:
- Первый предложила компания «Одесса эйрпорт девелопмент», зарегистрированная в конце декабря 2009 года в Лондоне. СМИ связывают ее с одесским бизнесменом Борисом Кауфманом. Крыша пассажирского и грузового комплексов аэропорта будет волнообразной, напоминая одновременно море и крыло чайки. Перед входом на аэровокзал установят четырнадцатиметровое творение скульптора Михаила Ревы — фонтан в виде открытой раковины с жемчужиной (символизирует Одессу — «Жемчужину у моря»).
- Второй вариант — создание консорциума сразу из нескольких крупных инвесторов, среди которых (кроме «Одесса эйрпорт девелопмент») аэропорт Вены, испанская компания «Инэко», Европейский банк реконструкции и развития и фонд «Маквери интернешнл инфрастракшн».
- Третий вариант предложила китайская государственная компания «Чайна нэшнл мэшинери импорт энд экспорт корпорэйшн». За 150—180 миллионов долларов фирма обещает построить взлетно-посадочную полосу, пассажирский и грузовой терминалы и обустроить инфраструктуру.
Попытка №2
Одесский аэропорт уже пытались отдать инвестору в 2009 году. Тогда мэрия объявила конкурс, по итогам которого его реконструировать должна была компания «Гепард плюс», принадлежащая холдингу «Новапорт» предпринимателя Романа Троценко. В феврале 2009 года «Гепард» заявил о готовности вложить в реконструкцию аэропорта не менее 265 миллионов долларов. Большую часть этой суммы — около 150 миллионов — планировали потратить на модернизацию пассажирского терминального комплекса и строительство международного терминального комплекса. Но летом выяснилось, что таких денег у бизнесменов нет. Договор с «Гепардом» был разорван.
Что продают?
Аэропорт «Одесса» является одним из крупнейших аэропортов Украины. Он был передан из государственной в коммунальную собственность в девяностые годы. 25 августа 1999 года на его базе распоряжением городского головы было создано коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Одесса».
В 2010 году аэропорт обслужил более 700 тысяч пассажиров. По объему пассажиропотока он занимает третье место в Украине после «Борисполя» и аэропорта «Симферополь». А по частоте и количеству вылетов – второе место после аэропорта после «Борисполя». Международный аэропорт «Одесса» является одним из немногих прибыльных коммунальных предприятий. К примеру, с его счетов мэрия сняла деньги для расчета по муниципальным займам в минувшем году.
В дело вмешался губернатор
Председатель Одесской облгосадминистрации Эдуард Матвийчук обещает лично разобраться в ситуации с городским аэропортом.
— Я вижу, это начинает беспокоить людей, я изучу этот вопрос и сообщу свою позицию, – отметил губернатор Эдуард Матвийчук.
Кауфману отдавать аэропорт нельзя. Лучше китайцам. вся эта шайка лейка, они как будто покупают сам аэропорт и взлетную , а будут потом пользоваться всеми землями , а там только земли на 1 Миллиард. Так у кого должен быть контрольный пакет акций , конечно же у Одесской громады . А Вы мэр , что творите . смотрите на Юльку и потом с Вас спросят.
это просто преступление века!!!!отдать аэропорт неизвестно кому!!!!!это как так?а если через него будет поставка наркотиков и оружия????кто контролировать это будет???А вы говорите Тарпан…..да он просто святой по сравнению с Марадонной и Кактусом!!!у Тарпана хоть совесть есть!