Новости Одессы и Одесской области

Торжества Рождества

Торжества Рождества

«Рождество — не приватизация Припортового завода. Его не отменишь», — всегда разумно считали одесситы. И сразу начинали считать, во что празднование Рождества им обойдется — именно это и было разумно.

Рождественские мечтания
По сути, такой семейный праздник как Рождество, конечно, начинался со стола. Собрать рождественский стол одесситам в начале ХХ века не составляло особого труда: все было доступно и по ассортименту, и по цене. Отсутствие тогда антимонопольного комитета делало конкуренцию реальной, а свободная конкуренция делала реальными цены.
На продуктах ещё не писали, что они без ГМО, краснея за свою ложь. Но такой подозрительно съедобной была, к примеру, колбаса фирмы «Братья Неофит» (Ново-Рыбная, 68). Исторически известно, что она даже была отведана и одобрена двумя авторитетами: австрийским императором Францем Иосифом и одесским кооператором Иосифом Франценбогеном. А такими рекомендациями в Одессе не пренебрегали.
А некий М. Петтинато (Канатная, 16) не сомневался, что к нему заглянут многие одесситы, чтобы рождественский стол заблагоухал лимонами и апельсинами прямо из Италии. Причём, каждый плод был обёрнут в розовую бумагу, а помыт ещё на дереве.
И, конечно же, в такие дни не были забыты и любители сладостей, то есть дети. Польская кондитерская «Эмиге» (Гаванная, 9), гордилась, что у них «конфекты от 60 коп. фунт, а превосходные рождественские калачи от 30 коп.», и гарантировала, что хотя название «Эмиге» сложено из двух букв (М и Г), никто не посмеет сложить о калачах мнение, что это «Г».
Ясное дело, что кое-кто с нетерпением ждал Рождество, чтобы резко разговеться, в смысле, оттянуться, короче, приложиться. Так ведь товарищество «Кармель» (Ришельевская, 10) готово было доставить в каждый одесский в дом, цитируем: «Палестинские вина и коньяки из погребов барона Ротшильда». Единственно было непонятно — это то, что барон не допил, или просто «Кармель» увёл из-под носа Ротшильда то, что должно было скрасить старость барона.

Рождественские пожелания
Ещё один товар в эти дни пользовался неизменным спросом. Это были рождественские открытки. Кто их только не продавал, но знатоки шли к Р. Згуту (Успенская, 127). Ещё не было Интернета с его «мылом», и одну анимационную картинку нельзя было автоматом разослать по пятистам адресам. Короче, человеческие чувства и одесские адреса ещё хранились не в «мозгах» Windows’а, а в голове.
Особенно придирчиво открытки выбирали молодые воздыхатели. И это понятно — так они надеялись растопить лёд юных девичьих сердец. Дизайн таких открыток часто бывал весьма оригинальным: на них приклеивали засушенные розы, локоны волос, а вместо подписи оставляли отпечаток губ.
А вскоре на рождественских открытках появился даже снег, искрящийся, почти как настоящий. Это на открытку наносилась борная кислота. Такое новшество особо ценилось в Одессе, ибо борная кислота считалась жизненно необходимой в одесских домах. По крайней мере, две задачи она выполняла — ею травили любимых тараканов и нелюбимых соседей.

Между прочим, открытки стоили немало, но самыми дорогими были привезенные из-за границы. На них в основном присутствовали толстенькие, откормленные, как на убой, ангелочки. А ещё делали совершенно особенные рождественские открытки — глянцевые, такие гладенькие, что их приятно было беспрерывно гладить. Их обожали и собирали девочки-гимназистки. Подаренную ей глянцевую открытку гимназистка прятала на груди, причём, с самой благородной целью: чтобы доставить приятные минуты кавалеру-гимназисту, которому разрешалось открытку гладить. Ну, а если рука гимназиста вдруг соскальзывала с открытки (вы помните, что та была гладкой и покоилась на груди), то кто уже там разбирался, что гладишь. Зато если за этим застукивала мамаша, то всё списывалось на Рождество, т.е. всё сходило гладко, чтоб не сказать «глянцево».

Рождественские гадания
А какие увлекательные гадания дарило Рождество?! Пришедшие из седой старины гадания ещё и сегодня не утратили своей убедительности и сбываемости. Можете проверить. Скажем, гадание на курице. Раскроем его технику. В комнату, где будут гадать, приносят курицу. На полу раскладывают хлеб или зерно, воду в блюдце, уголь, золотое и медное кольцо. Одна из девушек выпускает курицу и смотрит, к чему та подойдёт. Если птица клюнет хлеб или зерно, то муж будет кормильцем, если будет пить воду, то — пьяницей, если клюнет на уголь, то — мужем будет олигарх из Донецка. Если птица клюнет по золотому кольцу, то муж будет богатый, но бабник, а если по медному, то будет бедняк, но всё равно бабник (потому что если мужа уже не тянет на баб, то на чёрта он такой нужен).
В святой вечер довольно полезным бывает гадание на пиковой даме. Девушки распечатывают колоду карт и вызывают пиковую даму. Если дама приходит и стоит, пошатываясь в углу, одна из девушек должна сказать: «Всё, подруги, завязываем пить без закуски».
Кстати, мужчины тоже не прочь погадать. Каким, к примеру, волнующим бывает гадание на таракане?! Надо поймать таракана (сегодня в Одессе подобная задача упрощена до предела), и присмотреться к нему. Если таракан рыжий, значит, та рыженькая из соседнего отдела таки на вас положила глаз. Если таракан зелёный — это к большим деньгам, причём с портретами американских президентов. Если таракан ярко синий и к тому же говорит человеческим голосом, надо на всякий случай показаться специалисту. Но, главное, если таракан побежит прямо от вас, у вас всё впереди. А если никуда не побежит, тут и гадать нечего — таракан сдох.

Рождественские завоевания
В общем, украинцы всегда тянулись к рождественским традициям других народов, так что другие народы едва успевали прятать традиции от «любих друзів». А стянуть было что — столько есть полезного и поучительного:
У друзей-поляков, к примеру, доброй приметой на Рождество всегда считался приход в дом пьяного. Его с почётом сажали во главе стола, и все старались как можно быстрее достичь его кондиции. В этом полякам не было равных.
Соседи-молдаване к рождественскому столу пекли пироги с сюрпризами — запекали в них монеты, кольца, фарфоровые куколки. Возьмёт кто-нибудь кусок пирога, надкусит и… зуба нет — общий хохот. Молдаване всегда умели от души веселиться.

А вот английские обычаи у нас стали приживаться совсем недавно. Просто совсем недавно англичане проговорились, почему на их рождественских открытках среди атрибутов всегда присутствует веточка остролиста, на которой видны красные горошины ягод. А это пришло из старины. С трепетом и волнением читаем случайно попавшее в руки письмо одного пожилого джентльмена другому пожилому джентльмену по поводу некой пожилой традиции: «Мы всё ещё украшаем наши дома остролистом. Лично мне нравится под Рождество вешать его веточку, так как существует старый обычай, который позволяет поцеловать любого, кто стоит под остролистом, а вокруг так много хорошеньких девочек!». Ну, и шалуны эти пожилые джентльмены! Оказывается, у стоящих под остролистом не надо спрашивать согласия на поцелуй. Как это приятно, особенно когда хорошие традиции перекочёвывают к нам, пусть и в несколько видоизменённом виде. Да, сегодня у хорошеньких девочек, стоящих в нехороших местах, пожилым джентльменам спрашивать согласия на поцелуй не надо. А вот платить за согласие надо. Так и времена меняются, и традиции, а уж заодно и цены.

Какое счастье, что есть у нас Рождество, святой и грешный праздник, когда можно получать подарки, удивлять сюрпризами, целовать безнаказанно, поесть вкусно, но, главное, удивить своими щедротами других. Думаем, вам хватит такта всё перечисленное разумно сбалансировать, и с вами не случится то, что произошло с некой одесситкой, в дом которой на Рождество заглянул известный путешественник, который похвастался:
—  Последние три года я жил среди людоедов!
— Боже мой, — всплеснула руками хозяйка, — а я приготовила гуся в яблоках!

Валентин КРАПИВА

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции