Новости Одессы и Одесской области

Почему ходить в море стало опасно?

Почему ходить в море стало опасно?

Недавно к нам в редакцию пришла девушка Ольга с просьбой о помощи. Ее брат Дмитрий Пустовит, впервые отправившись в рейс в море, оказался в тяжелой ситуации. Теплоход «Людмила», на котором он работал, был задержан турецкими властями и долгое время находился под арестом и стоял на рейде в Порт-Саиде. Члены экипажа оказались в тяжелой ситуации: несколько месяцев без воды, топлива и заработной платы. К счастью, после трех месяцев томительного ожидания моряки все же получили возможность вернуться домой, но ответа на вопрос: будет ли выплачена им зарплата и в каком объеме, — пока нет. Почему, — выясняла «Одесская жизнь».

Отчего рейс не заладился с самого начала?

Этот рейс «Людмилы» оказался неудачным с первых дней. Едва ступив на борт судна, моряки были огорошены информацией о том, что работать им придется совсем не с той компанией, чье название указано в договоре. Но это оказалось лишь первым нарушением контракта.
Чем дальше теплоход отдалялся от украинского берега, тем больше возникало сложностей, в первую очередь, в быту. Даже элементарные требования о предоставлении спецодежды здесь не выполнялись. Если же она и выдавалась морякам в каких-то случаях, то качество оставляло желать лучшего: форма не соответствовала размеру и была уже сильно изношена. Поэтому членам экипажа пришлось в процессе работы использовать личные вещи, привезенные с собой.
Но, по словам членов экипажа, эти проблемы показались сущей мелочью после того, как теплоход неожиданно был арестован у берегов Турции. Выяснилось, что оператор судна имеет большую задолженность за топливо перед турецкими властями. Точную сумму долга официальные лица не называют, хотя между моряками ходят разговоры о цифре в $200000. А вот задолженность перед экипажем составляла $80000. Последний раз украинские моряки получали заработную плату в июне. 
В довершение ко всему на борту судна практически закончились техническое масло, еда и питьевая вода. У моряков с собой не было даже теплых вещей, и многие из них мерзли: по плану судно во время рейса должно было заходить в порты Украины, а это давало возможность получить вещи из дома. Однако в реальности все получилось иначе. Даже ту одежду, которая у ребят была, стирать приходилось только в случае крайней необходимости — таким образом моряки старались экономить воду.
Пока решался вопрос о судьбе судна, у многих членов экипажа уже подошел к концу срок контракта, и им пора было возвращаться домой. Но моряки боялись, что в этом случае они не смогут получить заработанные деньги.
 
Почему украинцы идут на сомнительные контракты?
Как рассказали сами моряки, в их контракте задержки заработной платы действительно были предусмотрены. Работодатель этот пункт аргументировал мировым финансовым кризисом. Но даже по документам заминки такого рода не должны были длиться больше двух месяцев. Более того, в крюинговой компании «Сиамэн» уверяли, что подобная ситуация маловероятна, и деньги будут выплачиваться своевременно в полном объеме. 
Возможно, не все моряки поверили этим обещаниям, но контракт все же подписали. Свои действия в открытом письме-обращении они пояснили так: «Ситуация на рынке труда Украины, и особенно в морской сфере, на сегодняшний день такова, что, отказавшись от подписания контракта, можно очень долгий период находиться в поисках работы. Поэтому украинские моряки, пробегав в поисках работы полгода и более, хватаются за любую возможность уйти в рейс и соглашаются на сомнительные условия вопреки постоянным предупреждениям ITF (International Transport Workers` Federation. — Ред.). Так произошло и с нами».
 
Выход есть, но всех денег не получить…
— В таких ситуациях есть два варианта решения проблемы: либо конфликтующие стороны решают вопрос мирным путем, либо через суд, — поясняет председатель благотворительного фонда помощи морякам «Ассоль» Анна Муругова. — Если оператор сам не рассчитался с существующими долгами, то экипаж судна имеет право обратиться за помощью в ITF.
Организация, по словам Анны Муруговой, поможет подобрать адвоката, которому моряки выпишут доверенность на ведение судебных дел. В дальнейшем назначается экспертиза теплохода и ведется дело, а долг по зарплате экипажу будет выплачиваться после продажи судна, если таким будет решение суда. Но даже при удачном исходе дела моряки смогут получить в среднем 75-80% от положенной зарплаты, поскольку около 20% от суммы нужно будет отдать адвокату. Вся процедура может занять от шести месяцев до года.
— Насколько мне известно, в Турции такие вопросы решаются гораздо медленнее, чем хотелось бы, — говорит председатель фонда «Ассоль». — Вот в Греции или Израиле все проходит оперативнее.
По словам Анны Муруговой, экипаж «Людмилы» в сложной ситуации повел себя правильно и предпринял все самые важные и первоочередные действия. После этого им действительно оставалось только набраться терпения и ждать, но если дело уже доверили адвокату, то самим морякам оставаться на судне было не обязательно.
Судя по тому, что рассказали члены экипажа, оставаться на судне не только нет необходимости, но и возможности. Вот что матрос Дмитрий Пустовит, еще находясь на судне в ожидании помощи, сообщил через Skype своей сестре:
— На судне оставаться смысла нет. Еду, воду и техническое масло достать негде. Да и судно скоро просто обесточится, а без света просто промерзнет. Так что все уезжают.
Но сказать оказалось проще, чем сделать: возможность купить билет самостоятельно была не у всех членов экипажа, а ждать помощи со стороны судовладельца пришлось довольно долго. Лишь 5 ноября, через три месяца после возникновения конфликта, на «Людмилу» прибыл представитель оператора судна, и в результате переговоров моряки были отправлены домой.
 
На самом деле история с «Людмилой» — далеко не самая тяжелая, поскольку здесь вопрос все же можно было решить в правовом порядке. А вот универсальные и эффективные способы борьбы с морскими пиратами до сих пор не найдены. 
 
Защитите себя сами!
 Прежде чем устроиться на работу, изучите данные о судне и его операторах. Эту информацию можно получить здесь:
http://www.itfseafarers.org/look_up_ship2.cfm
http://www.vesseltracker.com/ru/Home.html
http://www.digital-seas.com/
http://www.equasis.org
 Внимательно прочтите контракт. Обратите внимание на следующие моменты:
— в документе должны быть указаны название и адрес зарегистрированного владельца, название судна, его флаг и страна, законы которой будут регулировать отношения между владельцем и моряком;
— срок действия контракта должен соответствовать сроку, установленному ранее.
— остерегайтесь формулировок, позволяющих владельцу держать вас на борту так долго, как только ему заблагорассудится;
— лучшей гарантией надлежащих условий найма является подписание контракта по условиям коллективного договора, одобренного МФТ.
 Не стоит слепо верить крюинговым компаниям. Практика показывает: многие из них набирают людей на судно, даже зная о существовании проблем. 
 
Ирина УМАНЕЦ
Актуальная информация ЗА Одессу в нашем Telegram канале! Новости, фоторепортажи и исторические факты про Одессу.
Читайте нас в Viber! На канале «Коммуналка» рассказываем о коммунальных платежах, тарифах, льготах и субсидиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Света Фабрикант
Света Фабрикант
11 лет назад

Непонятно почему Муругова, малообразованная алчная особа, заняла пост главы фонда «Ассоль»? Сами моряки неуважительно отзываются о фонде, его целях и руководителях. Фонд «Ассоль» никакой помощи морякам не оказывает.

Еще по теме
Все новости
Выбор редакции
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: